Преподобный Дионисий Радонежский

Прообразы. Преподобный Дионисий Радонежский
Поделиться

Дионисий РадонежскийИсторики назвали начало 17 века Смутным временем на Руси. Смутное время – это конец царской династии Рюриковичей, правление предприимчивого боярина Бориса Годунова, страшный голод и эпидемия моровой язвы во всем Московском княжестве, наступление на Москву рвущихся на престол самозванцев – Лжедмитрия Первого, Лжедмитрия Второго (был еще и Третий), польско-литовская интервенция.

В это время настоятелем Троице-Сергиевой Лавры был архимандрит Дионисий Радонежский. Он не мог спокойно смотреть, как в Москве разоряются православные храмы и попираются древние святыни и составил так называемую «грамоту» – воззвание ко всему русскому народу.
В «Повести об освобождении Москвы от поляков в 1612 году и избрание царя Михаила» писатель Николай Костомаров не случайно приводит текст этого воззвания. И через несколько веков в нем слышится взволнованный голос архимандрита Дионисия:

«Сами видите близкую конечную погибель всех христиан. Где только завладели литовские люди, в каких городах, какое разорение учинилось Московскому государству. Где святая церковь? Где Божии образа? Где иноки, цветущие многолетними сединами, где и хорошо украшенные добродетелями? Не всё ли до конца разорено и обречено злым поруганием?»

Затем, как пишет Костомаров, архимандрит Дионисий посадил у себя в келье переписчиков, сделал с текста много списков и разослал их в разные стороны с людьми, приходившими в обитель святого Сергия.

В октябре 1611 года эта грамота попала в Нижний Новгород. Выслушав ее, посадский староста Кузьма Захарьевич Минин-Сухорук начал собирать народное ополчение. Ведь в воззвании Дионисия Радонежского содержался призыв к конкретным действиям:

«Бога ради, положите подвиг своего страдания, чтоб вам и всему общему народу, всем православным христианам, быть в соединении, и служилые люди, однолично, без всякого мешканья, поспешили под Москву на сход, ко всем боярам, и воеводам, ко всему смиренству народа всего православного христианства…»

Вскоре русское ополчение во главе с Мининым и Пожарским двинулось на освобождение Москвы. А по дороге зашли в Троице-Сергиев монастырь, где встретились с автором воззвания.

«Архимандрит Дионисий со всею братию служил молебствие, освящал воду, все войско окропил святой водой. Молили Бога, чтобы даровал победу православному воинству над иноверцами».

В 14 веке основатель Троице-Сергиевой Лавры, святой Сергий Радонежский, благословил московского князя Дмитрия Донского на битву с ордынцами на Куликовом поле.

В 16 веке его последователь архимандрит Дионисий Радонежский вдохновил русское воинство на битву за Москву.

Преподобный Сергий Радонежский послал на Куликово поле двух монахов из Троицкого монастыря – Ослябу и Пересвета. Вот и Дионисий Радонежский во время боев на улицах Москвы прислал в город монаха Троице-Сергиевой Лавры Авраамия Палицына, сумевшего поднять дух русского войска.

«Кричите: Сергиев! Сергиев! Чудотворец поможет. Вы узрите славу Божию»!
Весь табор казацкий поднялся, одни в богатых, шитых золотом, зипунах, другие, босые и оборванные, кидались за Москву-реку и кричали: «Сергиев! Сергиев!»

События Смутного времени Николай Иванович Костомаров кропотливо изучал по историческим документам. В своей повести он во всех красках описал победное вступление русского ополчение в Кремль большим крестным ходом…

«Пошли архимандриты, игумены, священники с крестами, иконами и хоругвями; за ними двигались войска… Впереди духовенства был архимандрит Дионисий, приехавший из своей обители нарочно для такого великого торжества веры и Земли Русской…»

Преподобный Дионисий Радонежский встал на защиту Отечества, имея при себе самое сильное оружие – слово и молитву.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...