Святой пророк Илия родился за девятьсот лет до нашей эры. Еще в юности он избрал путь служения Богу. Илия поселился в пустыне, и проводил жизнь в строгом посте и молитве. Он был призван к пророческому служению при израильском царе Ахаве. В то время израильский народ оставил веру своих отцов и стал поклониться языческим богам. Самый жестокий культ был у Ваала, которому приносили человеческие жертвы. Царя поддерживала его жена, жестокая Иезавель. Илия призывал царя покаяться. Ахав не послушал его. Тогда Илия предрек засуху для всего Израиля. Три года в стране не было дождя. Народ голодал и страдал от зноя, но Ахав не желал признать своей неправоты. Тогда пророк велел установить на горе Кармил два жертвенника - Ваалу и Истинному Богу. "На который сойдет огонь с неба - тот и будет указанием - чей Бог истинен" - сказал он. К горе собрался весь Израиль. Первыми к Ваалу взывали его жрецы, но небо молчало. Когда стал молиться пророк Илия, с неба сошел огонь. Запылала даже вода во рву, которым был окружен алтарь. Народ пал на землю, взывая: "Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!". По молитве Илии тут же выпал обильный дождь. По преданию, за свою пламенную веру пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице. Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве еще до крещения Руси, была во имя пророка Илии.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Чтобы понять тот или иной текст, необходимо знать, при каких обстоятельствах он был написан, какие мотивы двигали автором и, самое главное, какие цели автор преследовал. Всё перечисленное имеет отношение ко всем более-менее осмысленным, качественным литературным произведениям. И уж точно имеет отношение к Священному Писанию. Убедиться в этом можно, послушав отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Апостол Пётр однажды написал, что из-под пера его собрата и коллеги по апостольскому служению — Павла — иногда выходит нечто неудобовразумительное. Иными словами — не слишком понятное для неискушённого читателя. Вот и прозвучавшие строки из послания к христианам города Рима могут привести в некоторое недоумение — что именно хотел сказать апостол Павел? Ведь на первый взгляд кажется, что он вовсе лишает религиозную жизнь какого-либо значения.
Судите сами. Апостол пишет, что Бог, являясь нелицеприятным (то есть абсолютно справедливым), будет по-разному судить людей. В зависимости от того, в какой ситуации жил и действовал тот или иной человек. Так вот — ветхозаветные иудеи будут судиться на основании закона Моисея, а язычники — по закону совести. И если поступки тех и других окажутся в согласии с тем или иным видом закона, то можно надеяться на оправдание. «Как это так?» — спросите вы. Не должно ли всё обстоять иначе?
Как кажется, гораздо правильнее было бы апостолу Павлу рассуждать так. Есть богооткровенный закон — закон Моисея. Исполняешь его — спасаешься, нарушаешь — погибаешь. А те, кто вне закона, должны погибнуть просто все. Ведь они не имеют отношения к закону. Не так ли? Но апостол Павел считает иначе. И ключом к пониманию его логики являются слова, которыми завершается сегодняшний отрывок: «Бог будет судить тайные дела людей через Иисуса Христа».
Православная Церковь живёт с верой, что однажды Спаситель придёт второй раз. И тогда состоит Страшный суд, во время которого определится конечная участь каждого человека. Одни сподобятся вечной радости, другие — вечного осуждения. Сам Христос, описывая Страшный суд, указывает, что главным критерием его (то есть суда) станет милосердие. Спаситель будет спрашивать у каждого человека — сделал ли он что-то доброе по отношению к Сыну Божьему? Не столько напрямую, сколько через служение людям. И это будет не просто вычисление баланса добрых и злых поступков. Войти в Царство Божие смогут только те, кто через милосердие сроднился со Христом, стал на Него похожим. И, соответственно, не внешне, а изнутри начал принадлежать к реальности Царства Божия.
Вот, собственно, что желает сказать апостол Павел. Все люди разные. Одни родились в истинной вере, другие — за её пределами. Но Бог, по словам того же Павла, каждому человеку желает спастись. И каждого стремится наставить на путь истины и любви. Кому-то посчастливилось идти прямой дорогой Богооткровенной веры. А кто-то пока находится в сумерках религиозных заблуждений. Да. И этому человеку даётся Богом возможность сделать что-либо доброе, светлое — или как пишет Павел, исполнить дело закона, написанное в их, то есть язычников, сердцах.
Но для апостола данная участь не представляется идеальной. Он всячески стремится к тому, чтобы люди достигли не просто какого-то оправдания, но именно святости во Христе, сродственности с Сыном Божиим. Поэтому, понимая, что можно при ряде условий надеяться на милость Господа, если исполняешь только предписанное совестью, Павел, тем не менее, усердно проповедовал евангельское учение Христа Спасителя. Не только желая поделиться радостью веры, но точно зная — ему лично Богом предписано совершать апостольское служение. Потому Павел и пишет в другом своём послании — горе мне, если не проповедую. Свидетельствовать о вере обязан был не только апостол Павел. Апостольская миссия возложена на каждого члена Церкви. Потому давайте и мы будем стремиться исполнить то, что предписано именно нам, православным христианам, свидетельствуя об истинной вере и словом, и делом тем, кто пока не нашёл Христа, чтобы и эти люди не блуждали в сумерках, но вышли к свету истинного учения Господа Иисуса, обретя не просто оправдание, но совершенство святости во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем маленькому Дане сохранить зрение

Близнецам Даниилу и Владиславу Жарниковым по 4 года. Они без умолку болтают, любят гулять, лепить из пластилина, вместе изучать разные машины, смотреть мультики и просто радоваться жизни. Как любящие братья Даня и Влад друг друга поддерживают. У обоих малышей есть проблемы со здоровьем и порой им приходится непросто. Даня, например, не может нормально ходить, а ещё плохо видит.
Дело в том, что близнецы поторопились появиться на свет и первые полтора месяца своей жизни провели в больнице. «Размером с две мои ладошки, они лежали в кувезах с милыми вязаными игрушками в окружении трубок и приборов», - вспоминает мама. В год у обоих детей выявили двигательные нарушения, а у Дани ещё и проблемы со зрением. Однако с поддержкой и родительской заботой мальчишки развиваются и с любопытством изучают мир вокруг. Владислав уже умеет ходить и с удовольствием резвится на детской площадке, а Даня пока неуверенно стоит на ногах, но всё равно старается поспеть за братом. Ситуацию осложняет то, что Даниил плохо видит. Нарушение прогрессирует и, если не предпринять дальнейших действий, мальчик может и вовсе лишиться зрения.
Четыре раза в год Даня проходит курс лечения глаз, носит очки, но это не помогает. Ребёнку важно попасть на операцию. Её проводят в Москве и только платно. Семья Дани и Влада живёт в глубинке республики Татарстан и оплатить дорогостоящую процедуру самостоятельно не может. За помощью родители мальчиков обратились в фонд «Провидение». На его официальном сайте открыт сбор для Дани Жарникова, и у вас есть возможность его поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«2-е воскресенье по Пятидесятнице, Всех святых в земле Русской просиявших». Священник Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.2:10-16) и Евангельского (Мф.4:18-23) чтений во 2-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти Всех святых в земле Русской просиявших, преподобного Кирилла Белоезерского, апостолов Варфоломея (Нафанаила) и Варнавы, мучеников Александра и Антонины, Собора Дивеевских святых.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица