Православное христианство - религия удивительная. Удивительная в том смысле, что гармонично включает в себя добрые обычаи тех народов, которые православие принимают. Япония - не исключение.
Православная Церковь зародилась здесь в 19 веке. С тех пор небольшая, но самобытная, яркая Японская Православная Церковь продолжает жить и развиваться.
Многим известно, что православие пришло в Японию благодаря святому епископу Николаю (Касаткину), первому русскому миссионеру на японских островах. Но мало кто знает, что первыми его проповедь восприняли легендарные самураи, местные благородные воины. Причиной тому послужили не совсем благоприятные для них обстоятельства.
Вернув на трон императора в ходе революции Мэйдзи, самураи оказались новой власти не нужны. Император боялся их и считал необходимым от них избавиться. Самураев стали притеснять, они уходили на север страны - остров Хокайдо. Туда, где жил тогда святой Николай.
Разочарованные в прежних идеалах, самураи-изгнанники потеряли смысл жизни. И обрели его вновь, восприняв проповедь святого Николая. Конечно же, не всё было здесь благополучно. Христианство, православное или иное, например, католическое, рассматривалось самураями как чужеродная религия. А христианские миссионеры, из-за того, что в прошлом католики и протестанты совершили в Японии много неблаговидных поступков, имели плохую репутацию. Святителя Николая японские рыцари сначала восприняли в штыки, даже пытались убить. Но потом ему удалось достучаться до гордых самурайских сердец.
Впоследствии, когда самураи потерпели окончательное поражение в борьбе с императором, те из них, кто остался в живых, вернулись в свои дома и передали новую веру семьям и родственникам. Так произошло рождение Православной Церкви на Японской земле.
Сегодня православных христиан в Японии не так много - всего 10 тысяч человек. Их могло быть и больше, но православие воспринимается многими японцами как часть русской культуры. А в отношениях между нашими странами было много печальных моментов.
Некоторые утверждают, что православные японцы - это либо дети из смешанных русско-японских браков, либо поклонники русской культуры. Совсем нет. Абсолютное большинство православных японцев воспринимают Православие крайне самобытно, в отрыве от чьей-либо культуры, считают христианство стержнем своей жизни.
А ещё православие является для них средством построения отношений между двумя цивилизациями - русской и японской. Благо, что на примере святого Николая и его первых учеников-самураев подобный опыт мы уже имеем.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня мы говорили с вами о традициях японского Православия.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.