Помню, как в те времена, когда я был студентом Московской духовной семинарии, в Троице-Сергиеву Лавру в качестве паломника прибыл православный священник с Кипра – отец Савва Михаилидис. Отец Савва – человек удивительной судьбы. Увлекшись в молодости русской литературой, он стал самостоятельно изучать русский язык, а затем закрепил полученные знания в Православном богословском институте святого Сергия в Париже, где преподавали в середине двадцатого века русские профессора. По окончании института отец Савва вернулся на Кипр, где впоследствии стал настоятелем русского прихода. Но не только биографией знаменит на Кипре, да и во всем православном мире, отец Савва. Благодаря его непосредственному участию в Кипрской Церкви была восстановлена древняя традиция проповеди среди блудниц.
Еще в первые годы своего существования Церковь стремилась осуществлять миссию среди людей, подверженных самым тяжким страстям. Следуя примеру Христа, Который не чурался рассказывать о Боге и Евангелии лютым грешникам, православные христиане также стремились проповедовать - в частности, среди блудниц. Этим несчастным женщинам Церковь давала возможность начать новую жизнь, узнать Бога и победить свои грехи. Ярким примером такой деятельности, например, является святой Виталий, прославленный в лике святых, как раз, благодаря своей проповеди среди блудниц.
Отец Савва Михаилидис в начале 2000-х годов решил восстановить древнюю традицию. Решил вынуждено – Кипр, как почти любой курорт, имеет печальный порок – в его городах можно встретить женщин, торгующих своим телом. Многие из них делают это вынужденно, став жертвами нечистых на руку людей. Большей частью блудницами на Кипре становятся иностранки, приехавшие сюда работать, но в итоге обманутые и принужденные к порочной деятельности. Отец Савва решил в меру своих сил помогать несчастным женщинам. При своем приходе он основал приют, где бывшие блудницы могли бы какое-то время жить, пока отец Савва не оформит им документы и не соберет денег на билет до дома. А сам лично стал по вечерам посещать традиционные места сбора подобных женщин, общаться с ними и предлагать им помощь.
Сначала появление священника в злачных местах, естественно, воспринималось неоднозначно. Отец Савва приходил проповедовать среди блудниц в подряснике, не скрывая своего статуса. Некоторые люди даже думали, что священник настолько потерял стыд, что не стесняется появляться рядом с борделями в священнической одежде. Но впоследствии все стало на свои места – отец Савва помог стольким несчастным женщинам, что уже ни у кого не поворачивается язык его осуждать, а сами блудницы стремятся попасть в его приходской приют. На Кипре отец Савва стал настоящим героем. Сегодня он уже человек преклонных лет. Его волосы и борода белоснежно седы. Чем-то он напоминает доброго Деда Мороза. Во всяком случае, для многих несчастных женщин, он именно им и оказался, потому что сделал им огромный подарок – вернул нормальное существование и возможность жить с чистой совестью.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»