Покровский кафедральный собор находится в самом центре Самары - на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской. Двести лет назад этот район считался отдаленной городской окраиной. В начале девятнадцатого века здесь было кладбище, на котором стояла небольшая деревянная церквушка. Когда же городское строительство дотянулось до этих мест, и жилые кварталы подступили вплотную к погосту, число прихожан кладбищенского храма стало несоразмерно его скромной площади. Встал вопрос о возведении новой церкви.
Главными инициаторами и благотворителями строительства стали купцы Шихобаловы. На их щедрые пожертвования за два года был поставлен каменный собор, выдержанный в стиле московского зодчества семнадцатого века – тот самый, что и нынче радует самарцев своим величественным видом. Стройное здание увенчано традиционным пятиглавием. Над центральным входом высится шатровая колокольня, по бокам которой стоят два крыльца, также украшенные гранёными шатрами.
Купцы Шихобаловы на протяжении многих лет заботились о том, чтобы благолепие собора не истощалась – в храме всегда использовалась самая дорогая утварь, у священников были лучшие облачения. Внутреннее пространство церкви отличалось особой роскошью. Так, алтарные помещения были отделаны искусственным мрамором, который в девятнадцатом веке стоил дороже натурального.
Стены и своды Покровского собора покрывали фрески, выполненные в так называемом «фряжском», то есть итальянском стиле. Эта манера письма, отличающаяся реалистичностью изображения, известна также как «академическая». К сожалению, во время пожара, который случился в храме в 1977 году, фрески были почти полностью уничтожены огнем, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Те росписи, которые мы видим в кафедральном соборе сегодня, созданы уже художниками двадцатого века.
Во время Великой Отечественной войны из Москвы в Самару (тогда город носил имя Куйбышев) были эвакуированы артисты лучших столичных театров, в том числе и Большого. В течение нескольких лет на богослужениях в Покровском соборе хором руководил композитор Леонид Другов, а пел в нем не кто иной, как сам Иван Козловский!
Говорят, что эти обстоятельства до сих пор находят свое отражение в самарской певческой школе. И вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что хор кафедрального собора и сегодня отличается особым великолепием звучания. Сомневающиеся в достоинствах хора могут убедиться в них лично – литургия в Покровском соборе совершается ежедневно, в 8-30 по будням, в 7 и в 9-30 по воскресеньям. Доехать до храма Покрова Богородицы можно на тридцать седьмом, сороковом, или шестидесятом автобусе. Остановка – «стадион «Динамо»!
Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская
Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано с Государем Павлом I. И императорский Дворец с уникальными коллекциями, и Павловский Собор — единственный в России, посвященный святому первоверховному Апостолу Павлу. Но есть в этом городе святыня, которая собирает в него сотни паломников. Это мощи Святой преподобномученицы Марии Гатчинской. О ее подвиге, о ее сокровенных молитвах, о ее жизни наша программа.
Все выпуски программы Места и люди
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.