29 ноября церковь празднует память Апостола и евангелиста Матфея. Это имя знакомо многим - потому что как только мы открываем Новый Завет, мы сразу видим Евангелие от Мафтея. Кто был этот человек — Матфей? До встречи со Христом он был мытарем. Это слово часто переводят как «сборщик налогов», но такой перевод оставляет за кадром всю негативную насыщенность этого слова.
В древности налоги собирались через так называемых откупщиков — какой-то богатый, очень богатый человек, обещал внести в казну государя всю необходимую сумму, а за это он получал право собирать налоги в определенной области. Естественно, он выколачивал из населения значительно больше, чем отдавал государю. Сборщики на местах действовали по той же схеме — они не получали зарплаты, а просто были обязаны доставить определенную сумму. Их вознаграждением было то, что они сумеют выбить из людей сверх этого. И они выбивали.
Слово «мытарь» было синонимом бессовестного и бессердечного вымогателя, зачастую отнимающего последний кусок хлеба. К тому же мытари работали на ненавистных языческих оккупантов – римлян. Это были и нравственно, и религиозно оскверненные люди.
И в Евангелии мы читаем, как Христос призывает именно такого человека. «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним»
Мы видим Божию милость и благодать — Господь призывает абсолютно недостойного человека — и видим человеческий ответ. Матфей оставляет все, свои доходы, свои расчеты, и идет за Иисусом.
Наверное, Господь Иисус мог бы призвать какого-нибудь уважаемого, почтенного, незапятнанного человека. Но он призывает явного грешника. Почему? Ответ дает сам Господь — «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»
Евангелие — это послание о спасении грешников, о том, что человек, кажется, совершенно отвергнутый и людьми, и Богом, может быть искуплен, принят, восстановлен, более того — призван к святости.
Как говорит другой спасенный грешник — и великий святой — Апостол Павел, «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый»
Открывая Новый Завет, мы сразу же видим пример человека, найденного Христом на дне морального падения — и возведенного им к вершинам святости. Важно и то, что этот человек отозвался — и пошел за Господом.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.