Самый ценный опыт, который мы приобретает со временем — это опыт ошибок. Вот я был уверен в своей правоте, шумел, настаивал, сердился — а потом выяснилось, что я ошибался. Поверил сведениям, которые оказались ложными, поленился проверить и попытаться выяснить версию другой стороны. Поддался стадному порыву — все побежали и я побежал. Охотно поверил поклепу на людей, которые меня раздражали — может даже, вполне обоснованно раздражали. Захотел произвести благоприятное впечатление на людей, которых воспринимал как своих. Потом я уже видел, что был неправ — но свернуть мешала гордость, мнение окружающих, неспособность признать, что я ошибся, а другие (довольно неприятные, между прочим, люди) — правы. Со всеми бывает; так уж устроена человеческая психология — мы склонны отстаивать наши решения, верные или нет, потому что они — наши. Мы не хотим выглядеть в своих глазах (не говоря уже чужих) людьми, которые допускают глупые ошибки. Эта тенденция ведет к тому, что последствия неправильных решений усиливаются. Сначала я делаю глупость А, потом — глупость Б, которая связана с необходимостью настаивать на глупости А, потом — глупость В, которая неизбежно следует из глупости Б, и так — до последней буквы алфавита. Чем дальше, тем выше цена, которую я уже заплатил — и тем меньше мне хочется, чтобы она оказалась напрасной. Это очень обидно.
И вот ценнейший навык, который был бы мне чрезвычайно полезен в юности, но который приходит только с годами — это способность смириться с ущербом, который причинили мои ошибочные действия, признать ошибку и ущерб, и заняться тем, что на деловом языке называется «минимизацией ущерба».
Возможно, начать с малого — перестать поддерживать конфликт или вкладываться в явно разорительное предприятие. Не ухудшать плохую ситуацию. Если не примириться с людьми, с которыми поссорился, то, хотя бы, прекратить участвовать в обмене нападками.
Признать, что нет ничего необычного в том, чтобы совершать ошибки. Все в этом мире совершают ошибки. Иногда правы бываем мы, иногда — те неприятные люди, которые нам возражают. Иногда (и даже часто) каждая из сторон бывает частично права и частично неправа — мир людей, это мир чрезвычайного беспорядка и запутанности.
Сказать «я ошибался». Это не значит, что я плохой, глупый, некомпетентный человек. Хорошие, умные, компетентные люди ошибаются. Признак глупости, некомпетентности и моральной незрелости — как раз вера в свою безошибочность.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.