Ноябрьским утром тысяча девятьсот сорок пятого года в Куйбышевский историко-краеведческий музей пришла посылка. Деревянный ящик был большой, и такой тяжелый, что почтальон вместе с главным хранителем музея с трудом донесли его до входа. Поэтому открыть посылку решили прямо на крыльце. Главный хранитель вооружился гвоздодёром, сотрудники музея высыпали во двор, и даже почтальон не спешил уезжать, и с любопытством наблюдал за происходящим.
Наконец фанерная крышка с треском оторвалась. В ящике, среди опилок лежала бронзовая скульптура. Рядом была записка. Главный хранитель развернул её, и вслух прочёл: «Прошу принять в фонд музея скульптуру Дюре «Импровизатор». Она не имеет хозяина и сохранялась мной в течение Великой Отечественной Войны. С уважением, товарищ Демидов».
Работники музея ахнули: вот это да! Сам Дюре! Но откуда в Куйбышеве взяться работе такого великого мастера?!
…Всё началось в конце девятнадцатого века, когда Куйбышев, как и сегодня, назывался Самарой. Весь город знал добрую, отзывчивую к чужой беде, купеческую вдову Ольгу Васильевну Шадрину. После смерти супруга в наследство ей досталась самая большая в округе мельница и прибыльный мукомольный бизнес. Но женщина не чувствовала в себе склонности к самостоятельному ведению дел. После нескольких попыток выступить в качестве главы предприятия, она решительно передала бразды правления в руки сына. Мода на эмансипацию ещё не докатилась из столиц в тихую, патриархальную Самару, и Ольга Васильевна совершенно искренне считала предпринимательство делом не женского ума.
Сын вершил дела успешно, мельница процветала. Однако вдова вела очень скромную жизнь, на которую ей вполне хватало малой части заработанных денег. И Ольга Васильевна решила: это Бог даёт ей шанс помочь людям, находящимся в нужде, тем, у кого нет порой гроша на кусок хлеба…
В Самаре в то время существовало множество благотворительных организаций. И почти в каждой купчиха Ольга ШадринА вскоре стала одним из главных попечителей. Она входила в попечительский совет Самарской общины сестер милосердия, была членом Губернского попечительства детских приютов, Самарского общества помощи бедным и Приюта для детей погибших воинов.
Наиболее известна её щедрая помощь Николаевскому детскому приюту для девочек. Она не только постоянно жертвовала крупные денежные суммы на содержание этого благотворительного учреждения, но и активно участвовала в его повседневной жизни. Встречалась с воспитанницами, учила их рукоделию, баловала гостинцами и подарками. В тысяча девятьсот двенадцатом году она на свои личные деньги построила приютскую больницу – каменное здание с полным оснащением и квалифицированным персоналом, жалованье которому она также платила из собственных средств.
Не оставляла Ольга Васильевна заботами и самарские храмы. Особую поддержку оказывала она Вознесенскому Собору и Собору Покрова Пресвятой Богородицы.
Благотворительность купчиха Шадрина афишировать не любила, как не любила распространяться и о своём увлечении – коллекционировании предметов искусства. Мало кто знал, что в её доме хранится уникальное собрание картин, скульптур и фарфора самых известных мировых мастеров. Она мечтала открыть в Самаре художественный музей, но, будучи по натуре женщиной скромной, всё боялась, что эта её затея может показаться городским властям несущественной.
А потом пришли «красные»… Имущество Ольги ШадринОй, включая её богатейшую коллекцию, было немедленно описано, конфисковано и вывезено в неизвестном направлении. В том числе и редкая, высоко ценящаяся в мире скульптура Франциска ДюрЕ «Импровизатор»…
Но через несколько десятков лет «Импровизатор» вернулся в Самару: в той самой посылке, присланной в городской музей по почте неизвестным товарищем Демидовым. Так, неисповедимыми путями, мечта щедрой самарской благотворительницы всё же воплотилась в жизнь.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница