Как-то я рассказывал человеку о смысле Рождества и услышал недоуменный вопрос — а зачем все это? Зачем Бог стал человеком, прожил земную жизнь, умер на Кресте, воскрес из мертвых, повелел всем народам каяться и веровать?
Почему бы всемогущему Богу просто не простить грешного человека, как отец прощает ребенка? Тем более, что Библия нередко прибегает к этой аналогии — Бог сравнивается с Отцом, а люди — с детьми.
Но любая аналогия в каких-то отношениях отражает реальность, в каких-то — нет. Она работает в том отношении, что ребенок не знает и не понимает многих вещей, и должен полагаться на взрослых. Почему нельзя есть столько конфет, сколько он бы хотел? Почему нельзя гулять до утра? Почему надо одеваться зимой так, как велят? Почему нельзя круглосуточно играть на компьютере, а надо заниматься вместо этого физкультурой и уроками?
Потому что папа с мамой так сказали. Понимает ли ребенок причины их запретов и повелений, или нет, - он должен слушаться. Родители заботятся о благе ребенка и намного лучше знают, что для этого блага лучше. Аналогия работает еще и в том отношении, что к родителям должно относиться с глубоким почтением.
Но есть отношение, в котором аналогия не работает - в отличие от маленьких детей в семье, мы свободны. Ребенок просто не получит столько конфет, сколько захочет, его сгонят с компьютера, заставят учить уроки, нравится ему это или нет. Взрослые - просто насильно - удерживают ребенка от того, что будет ему во вред.
Отношения Бога с человеком - это, скорее, отношения с уже выросшим сыном, как в притче о Блудном Сыне - Отец не мешает юноше уйти из дома, даже дает ему следующую ему часть имения. Этот сын - по меньшей мере, подросток - маленького ребенка бы просто отшлепали и поставили в угол. И вот Бог дает нам уйти - Он дает нам свободу выбора. Бог наделяет человека реальной свободой и ответственностью. А реальный выбор предполагает реальные последствия. В отличие от маленьких детей, мы вольны идти куда хотим и делать, что сочтем правильным - и никто не схватит нас за шкирку.
Но у этого есть последствия — мы действительно придем туда, куда выбрали идти. И эти последствия нельзя просто объявить несуществующими. Это означало бы объявить несуществующей, фиктивной, саму человеческую свободу.
Поэтому Бог выбирает именно такой путь спасения — Он становится Человеком и принимает на Себя последствия человеческого выбора. Потому что грех — это не детская шалость. Это катастрофа и предательство вселенского масштаба, совершенное не маленькими детьми, а взрослыми, свободными, ответственными, наделенными реальной властью в мироздании существами.
Нам очень важно понять реальность нашей свободы — и то, что мы тяжко злоупотребили ей и продолжаем злоупотреблять. Воплощение и Крест должны постоянно напоминать нам об этом.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.