Интернет полон гнева - люди требуют суровых кар злодеям или, по крайней мере, тем, кого они считают злодеями. Им непременно надо отомстить.
Что же, месть — одна из очень глубоко вбитых в человека реакций. Когда люди жили в архаичном, догосударственном обществе, (кто-то живет так и сейчас), единственным способом предотвращения покушения на вашу жизнь и имущество было внушение надлежащего страха кому следует — кто с нами свяжется, тот дня не проживет, за любой ущерб, нанесенный мне, моей семье или моему племени, последует такая страшная расплата, что поколения потенциальных обидчиков будут помнить — и держаться от нас подальше. Месть была не просто реакцией — а осознанным долгом человека по отношению к роду и племени.
Боевики «Исламского государства» которые сожгли живьем бомбившего их иорданского пилота, сняли сцену казни на видео и выложили в интернет, действовали в рамках этой вековой логики — с нами лучше не связываться, мы люди свирепые и мстительные. Иорданцы, казнившие в ответ нескольких пленных исламистов — тоже.
Мстительные чувства отлично работают для того, чтобы мотивировать людей убивать и умирать.
Но чтобы добиться каких-то разумных целей, прийти к выгодному (или, хотя бы, не столь невыгодному) миру, от мести надо отказаться. «А как же справедливость! - возмутятся многие - как же можно допустить, чтобы злодеи ушли от расплаты?» Что же, давайте рассмотрим, чем месть отличается от справедливости.
Что отличает справедливый суд? Для него приоритетом является защита невиновных; вся раздражающе сложная система судопроизводства предназначена для того, чтобы минимизировать риск осуждения невинного человека. Для мести приоритетом является внушение страха - поэтому объектами мести очень часто становятся даже не сам преступник, а его кум, брат, сват, или еще какой-то человек (в глазах мстителя) как-то с ним связанный.
Для мстительного человека неважно, пусть пострадают в том числе и невинные люди - лишь бы его обида была отмщена. Человек справедливый готов отказаться от возмездия за свои обиды, лишь бы не причинить зла невиновным.
До Страшного Суда далеко не всех злодеев постигнет наказание и далеко не все хорошие люди будут избавлены от бед. И хуже того, чтобы добраться до злодеев, и наконец, затянуть заслуженную петлю у них на шее, Вам придется причинить много бед, страданий и смертей людям, которые невиновны - или, во всяком случае, виновны в гораздо меньшей степени. Приходится выбирать между миром, который позволит злодеям избежать кары, и войной, которая погубит еще множество людей, а участь злодеев останется неясной - вполне вероятно, они благополучно сбегут.
Готовы ли Вы платить жизнями и страданиями невинных людей за то, чтобы добраться до злодеев? Если да, то чем вы сами лучше их? Если нет - то надо так и сказать. Мир важнее, чем предание злодеев справедливой каре.
11 мая. О помощи Божьей в добрых делах
В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Иоанна Крестителя: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба».
О помощи Божьей в добрых делах, — священник Алексий Дудин.
Деяния святых апостолов
Деян., 8 зач., III, 11-16
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как получить силу от Бога? Что для этого необходимо сделать? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
В отрывке, который только что прозвучал, упоминается о чуде, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн. В Иерусалимском храме они исцелили человека, хромого от рождения. Это было сделано на глазах у многих свидетелей. Люди были поражены. Ведь они привыкли видеть несчастного калеку в беспомощном состоянии изо дня в день, на протяжение долгого времени. А потому никто не усомнился в том, что произошло нечто удивительное и необъяснимое. Хочешь — не хочешь, придётся признать, что апостолы обладали какой-то сверхъестественной силой. Каков источник этой силы? Что они сделали, чтобы её получить? А можем ли и мы овладеть ею?
Предвосхищая все эти вопросы, Пётр обращается к собравшимся: не думайте, что это наша собственная сила. У нас самих по себе её не больше, чем у вас. Это сила не наша. Это сила Иисуса Христа. Через нас действует Господь. Мы просто предоставили себя в Его полное распоряжение. И теперь нашими руками Он творит чудеса, нашими устами обращается к вам. Вот основная идея слов Петра. И ещё важный момент, о котором упоминает апостол. Каким-то необъяснимым образом эта сила связана с состоянием внешнего бессилия. Неслучайно он упоминает о смерти и воскресении Спасителя. Господь добровольно отказался от Своего могущества, пошёл на крест, пострадал и умер, чтобы Его ученики могли получить власть менять сердца и умы других людей, избавлять их от телесных и духовных болезней.
Итак, важные идеи содержатся в речи Петра. Как в земной судьбе Самого Христа сначала была Голгофа, а потом воскресение, так и в жизни Его учеников настоящее служение Богу начинается с ощущения своего полного бессилия. Своими умом и сердцем человек должен отчётливо увидеть собственную беспомощность перед лицом окружающих его обстоятельств. Осознать, что у него нет власти ни над людьми, ни над ситуациями, ни даже над собой. Что он не контролирует не то что свою судьбу, но даже не может, как говорит Христос в Евангелии, прибавить себе росту хотя бы на локоть. Не может ни одного волоса сделать белым или чёрным. Что само наше дыхание, частота нашего пульса и наш сердечный ритм полностью в руках Творца. Такое внутреннее состояние Евангелие называет духовной нищетой. А христианская традиция именует смирением. То есть ощущением своей меры, своей ограниченности.
В суете будничной рутины, за пеленой разнообразных впечатлений и эмоций разглядеть эту свою нищету практически невозможно. А потому мы продолжаем жить в иллюзии своего всемогущества. По этой причине и нет в нас силы Творца. Поэтому и благословенны те минуты, когда жизнь ставит нас на колени и мы вынуждены обратится к Богу. Это всегда шанс начать всё иначе. Счастливый и далеко не случайный момент, когда мы можем всецело отдать себя нашему Создателю. Выбрать жить не так, как жили раньше. По совсем иным правилам. По Евангельским заповедям.
И Богу приятны такие моменты. Он ценит это наше бессилие. Ведь именно благодаря ему человек становится Его глазами, ушами, ногами, устами и руками. Он через такого человека видит, слышит, ходит, говорит и действует в этом мире. Именно так. Не каким-то абстрактным образом, но именно через эту человеческую немощь, которая сделала выбор во всём, всегда и везде полагаться на Своего Творца, в нашей судьбе и судьбе тех, кто нас окружает, совершится сила и слава воскресшего Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Счастье детям» помогает семьям в Кемеровской области
«Спасибо, помогли!» — такую надпись под фотографиями радостных детей часто можно встретить в социальных сетях кемеровского фонда «Счастье детям». Это значит, что ещё у одного ребёнка появилась возможность пройти долгожданное лечение или реабилитацию. Как, например, у Максима. Ему 4 года, он с большим упорством и любопытством изучает всё вокруг и очень любит танцы. Жизнь мальчика омрачают проблемы со здоровьем — приступы эпилепсии тормозят развитие Максима, в том числе и двигательное. Чтобы мальчик мог уверенно стоять на ногах и ходить, врачи посоветовали семье отправить его на реабилитацию. Но оплатить её самостоятельно у родителей возможности не было. На помощь им пришёл фонд «Счастье детям» и люди из разных регионов нашей страны. Максим уже успел побывать на занятиях в медицинском центре и вернулся с большой победой — он начал ходить! Теперь вместе со старшим братом мальчик учится играть в футбол и весело кричит «Гооол!», когда попадает ногой по мячу.
Миссия фонда — подарить своим подопечным — болеющим детям — счастливое и активное детство, а ещё шанс на здоровье будущее. Прямо сейчас нужна помощь трёхлетней Алисе Барановой, ей тоже важно пройти реабилитацию. Если вы хотите поддержать кемеровский фонд и его подопечных, переходите на сайт: счастьедетям.рф
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов