Если говорить о знаменитых уральских городах, то, конечно же, не на последнем месте среди них стоит Нижний Тагил. Возникновение его, в первую очередь, связано с удивительными природными богатствами этих мест – месторождениями железных и медных руд, малахита, золота и платины. Но богатства эти, возможно, так и лежали бы в земле, если бы не знаменитый род промышленников Демидовых.
Датой основания Нижнего Тагила считается 19 октября 1722 года, когда на Выйском заводе была получена первая продукция – чугун. Но реальная история города началась раньше.
Первоначальными обитателями этой местности были вогулы – кочевое племя, занимавшееся звероловством. Начало горнозаводской жизни дала гора Высокая, у подножия которой раскинулся Нижне-Тагильский завод. В июне 1696 года указом из Сибирскаго приказа в Москве велено было Верхотурскому воеводе осмотреть, «в которых местах есть камень магнит и добрая железная руда, наломать магниту и руды по пуду и прислать в Москву». В январе следующего года воевода донес, что камень магнит находится в горе над рекою Тагилом и что есть ещё железная руда в нескольких местах по берегам реки Нейвы. Вместе с донесением прислал и руды со всех этих мест. Образцы магнитного железняка посланы были в Ригу и в Амстердам. Получены ответы, что он весьма хорошего качества и что его можно плавить с выгодой. Ученый Амстердамский бургомистр писал кроме того, что лучше того железа «быть невозможно».
Железные же руды с реки Нейвы переданы были, для испытания тульскому железному заводчику из ружейных мастеров Никите Демидовичу Антуфьеву. Он приготовил из тех руд железо, сделал несколько ружей, замков и копий и нашел, что оно не хуже шведского, а к оружейному делу даже и лучше. Обратите внимание, что если из отчества Никиты Демидовича Антуфьева сделать фамилию, то мы с вами поймем, кто стал основателем знаменитого на уральской земле рода Демидовых.
Итак, 1 февраля 1702 года Никита Антуфьев вместе с сыном Акинфием приехал в Москву, и здесь бил челом Великому Государю об отпуске его на Верхотурские железные заводы. Уже в марте этого же года по именному Высочайшему указу, Верхотурские заводы на Нейве с магнитною рудою горы Высокой велено было отдать во владение Никите Демидову, как стал он называться с этого времени. Он получил обязанность ставить с тех заводов в Государеву казну на всякие обиходы воинские припасы, пушки, мортиры, бомбы, гранаты и прочее. Платить казне за устройство заводов нужно было железом в течение 5-ти лет.
Надо отметить, что Выйский завод был построен Никитой Демидовым ранее Нижне-Тагильского. Его селение впоследствии слилось с селением Нижне-Тагильского и стало носить имя последнего. Так и началась история города.
Думаю, что представители дома Романовых никогда не жалели, что отдали Нижнетагильские сокровища в руки Демидовых. Приведу только один факт.
Когда именитый французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди делал одно из знаменитейших своих творений, он использовал листовую медь именно с Выйского железоделательного завода. Она тогда в обязательном порядке помечалась товарным знаком «Старый соболь». А этим знаменитым творением Бартольди является не что иное, как Статуя Свободы Озаряющей мир в Нью-Йорке. Отделана она Нижнетагильской медью.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»