В Рязанской области в Шацком районе есть село с названием Старочернеево. Здесь находится Николо-Чернеевский мужской монастырь. Эту древнюю обитель основал в 1573 году казак по имени Матфей. Незадолго до этого он пришел с Дона и поселился в непроходимом лесу на берегу реки Цны, вблизи мордовских поселений. Надо сказать, что местные жители тогда были язычниками, и это очень печалило Матфея. Чтобы разговаривать с коренным населением и нести им Веру Христову, старец Матфей выучил их язык. С каждым днем увеличивалось число его учеников, и некоторое время спустя пустынник отправился в Рязань, чтобы испросить у епископа благословение на основание обители. В 1573 году Матфей был посвящен в иеромонахи и назначен строителем монастыря. Он вернулся на берега реки Цны и заложил обитель в честь Николая Чудотворца. Второе название монастырь получил от окружавшего его темного густого леса.
После кончины основателя благоустройство обители продолжили его ученики. Настоятели монастыря с давних времен носили звания архимандритов.
Храмы обители поражают своей красотой. Главную соборную церковь в честь Николая Угодника построили в 1751 году на месте сгоревшей деревянной. Новый каменный храм получился очень необычным по своей архитектуре. Дело в том, что его своды поддерживают не несколько боковых колонн, как обычно, а всего один столп в самом центре здания. И эта опора делит собор на две равные части, с двумя престолами - Святителя Николая и Рождества Пресвятой Богородицы. Венчают кубическое основание храма пять золотых куполов.
В 1838 году в монастыре возвели теплую каменную двухэтажную церковь. В нижнем этаже освятили храм во имя Архистратига Михаила, а наверху расположилась церковь Казанской иконы Божией Матери. Тогда же в обители соорудили трапезный и братский корпуса, а также покои настоятеля. Посетители входили в обитель через Святые врата в нижней части трехъярусной колокольни. Во втором ярусе колокольни открыли храм в честь святых апостолов Петра и Павла. А над ним была звонница. Окружала монастырь каменная стена с башнями в углах. К концу 19 столетия Чернеевская обитель окончательно обустроилась и приобрела современный вид.
С 1912-го года Николо-Чернеевский монастырь был женским. В нем проживало сорок сестер. Однако, в 1926 году обитель упразднили и насельницам приказали покинуть обитель. Никольский собор был открыт вплоть до 1936 года, а затем, на несколько десятилетий, территория монастыря отошла местному совхозу. Многим зданиям за этот период был нанесен огромный ущерб. В 1970 году бывшую обитель передали местному краеведческому музею и, благодаря усилиям его директора и сотрудников, началась реставрация монастырских зданий. Еще через тридцать лет, когда в 1991 году обитель передали Церкви, в ней стали селиться первые монахи, возобновились Богослужения. За прошедшие годы братия сумела восстановить храмы. Но осталось еще немало дел, требующих внимания. Сейчас в монастыре находится множество святынь: особо чтимый мироточивый "Черниговский" образ Пресвятой Богородицы (старинного письма), иконы Божией Матери "Казанская" и "Неупиваемая чаша", икона святого Великомученика и целителя Пантелеимона, написанная в середине 19-го века на Святой горе Афон, икона преподобного Матфея Чернеевского - основателя обители, ковчег с частицами Рязанских Святителей: Феодорита, Гавриила и Мелетия, и другие святыни.
Николо-Чернеевский мужской монастырь расположен в селе Старочернеево вдали от крупных населенных пунктов. Чтобы посетить обитель, можно из Рязани добраться на автобусе до города Шацка, а дальше - 25 километров на такси до монастыря.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.