В тысяча девятьсот девяностом году в кабинет главного редактора солидного партийного издания «Социалистическая индустрия» пришла сотрудница газеты, молодая журналистка, и попросилась в командировку. На вопрос редактора «Куда?» огорошила ответом: «В Иерусалим…» Журналистку звали… Наталья Сухинина. Будущая известная писательница, стала одним из первых советских паломников на Святую Землю. И, как подобает настоящему паломнику, добиралась она туда… пешком! За три месяца пути написала и отправила в редакцию множество уникальнейших заметок. А спустя много лет решила опубликовать их отдельной книгой под названием «Дорога, ставшая судьбой».
Путевые заметки – жанр, сам по себе увлекательный. А если их пишет человек, наделённый литературным даром, они увлекательны вдвойне. Талантливое писательское перо Натальи Сухининой превратило короткие репортажи, сделанные во время редких минут отдыха, в сильные, глубокие произведения, заставляющие читателя переживать целую бурю эмоций.
Радость – потому что так здорово пройтись вместе с автором по пыльной обочине шоссе, искупаться в прохладном лесном озере, а в библиотеке маленького провинциального городка где-то под Калугой полистать свежую прессу и подкрепиться ароматной картошечкой с огурчиками. Грусть – оттого, что, оказывается, есть на свете люди, способные ограбить и без того бедную сельскую церковь. А потом снова радость – подростки из располагавшейся неподалёку колонии для несовершеннолетних отработали сверхурочно и все заработанные деньги отдали обворованному храму!
Из подобных контрастов, неожиданностей, парадоксов, а главное, из удивительных встреч, складывалась для Натальи Сухининой её «Дорога, ставшая судьбой». Звонарь Володя - бывший рок-музыкант, которого однажды что-то неудержимо позвало в храм; директор детского дома Тамара Серафимовна, тайком кладущая воспитанникам в карманы конфеты…
Удивительно, но описанию конечной цели своего похода – Иерусалима – автор отводит заметно меньше страниц, чем рассказам о дороге. Зато говорит она о Святом Граде с такой невероятной концентрацией восторга, восхищения и благоговения, что сразу становится понятно: слова здесь совсем не главное. Говорить об Иерусалиме – это как попытаться пересказать словами симфонический концерт, - шутит Наталья Сухинина и мастерски передаёт читателю свои невероятные ощущения где-то между строк. А вместе с ними – надежду на то, что в путешествии по «Дороге, ставшей судьбой» у неё обязательно найдутся попутчики.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.