Наступил 4 век от Рождества Христова. Христианство, хотя и было под запретом, но всё сильнее и сильнее распространялось в Римской Империи. В тайных церквах вместе молились представители самых разных народов, богачи и бедняки, знатные и рабы. Именно в это время, уходящее с исторической арены язычество, решило дать последний решающий бой вере Христовой. В 303 году при императоре Диоклетиане началось самое жестокое и массовое в древней истории гонение на христиан. Как и прежде, от арестованных последователей Христа требовалось совершение языческого жертвоприношения. Кто соглашался, тому давали свободу. Отказавшихся воскурить фимиам идолам изощрённо пытали.
Одним из мест, где осуществлялись расправы над верующими, был город Никомедия – административный центр востока Римской Империи, который сейчас называется Измит и располагается на северо-западе Турции. Здесь кровью и смертью засвидетельствовали верность Христу тысячи святых. Среди известных имён достаточно назвать великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона Целителя. В Никомедии же служил чиновником по судебному ведомству двадцативосьмилетний Адриан.
Однажды власти арестовали группу из двадцати трёх христиан, скрывавшихся в пещере. Находившийся в городе соправитель Диоклетиана Галерий Максимиан приказал пытать их. Свидетелем пыток стал Адриан. Его до глубины души был поразили терпение и смелость, которые проявили христиане перед лицом мучителей. Сопровождая мучеников в камеру, он решился заговорить с ними.
Адриан: Скажите мне, какую награду ожидаете вы от Бога вашего за такие мучения? Думаю я, что вы надеетесь получить от Него что-то великое и чудесное.
Мученик: Мы даже выразить словами не можем тех радостей и почестей, которые ожидаем получить. В Писании сказано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
После этого разговора Адриан пошел к делопроизводителям и попросил включить себя в число христиан. Это решение произвело настоящий фурор среди сослуживцев. В конце концов, сам Галерий Максимиан вызвал его к себе и пытался образумить. Но Адриан остался твёрд в своём решении. Делать было нечего. Отменять репрессии ради одного взбунтовавшегося чиновника никто не собирался. Адриана посадили в камеру к христианам.
Дома у арестованного исповедника осталась молодая жена по имени Наталия. Многие христиане в то время держали свою веру в глубокой тайне от окружающих. Тайной христианкой была и Наталия. Хотя она была дочерью верующих родителей и всем сердцем была предана Христу, об этом никто не знал. Даже муж.
Горько зарыдала Наталия, когда услышала от слуги, что Адриана посадили в тюрьму. Затем слуга стал сбивчиво рассказывать про дело последователей «какого-то Христа» и про то, как хозяин добровольно присоединился к осуждённым. Тогда горе поразившее Наталию сменилось радостью. Не зная того сам, он разделил с женой её главную тайну. Скрываться дальше не было смысла. Наталия надела лучшее платье и пошла к мужу в тюрьму. Увидев его, она плакала от счастья, целовала его оковы и просила только об одном – идти до конца.
Наталия: И ты, и я. Все мы однажды умрём. Но путь, который ты выбрал, приведёт тебя прямо к Спасителю нашему Иисусу Христу. Об одном прошу, не слушай тех, кто тебя отговаривает. Отвергни их советы. Не бойся мучителей. Всё это скоро закончится…
Адриан: Я счастлив, что ты поняла меня. Не беспокойся. Я всё уже решил. Теперь ступай домой и спи спокойно. Когда наступит время страданий, я сообщу тебе.
Адриан остался в тюрьме, а Наталия вернулась домой, где ждала известий от мужа. Как только был назначен день суда, Адриан попросил благословения у сидевших с ним мучеников, заплатил охране, и отправился домой, чтобы предупредить жену.
Горе и отчаяние охватило Наталию, когда она услышала, что муж возвращается домой. Не выдержал пыток, поддался лести, отрёкся от Христа – думала она. Она стояла у двери, плакала и не открывала.
Наталия: Как ты мог, взявшись за дело, не довести его до конца? Ты и раньше был на стороне тех, кто мучает нас – христиан, и теперь снова вернулся к ним. А что теперь делать мне?
Адриан: Открой мне скорее! Не мог я поступить так, как ты подумала. Я пришёл взять тебя с собой, чтобы ты была рядом во время казни. За меня поручились святые мученики. Если я не возвращусь в тюрьму вовремя, им придётся страдать не только за себя, но и за меня.
После этих слов, Наталия открыла дверь и бросилась в объятия мужа. Вместе с ним она пошла в тюрьму, где ухаживала за истерзанными христианами.
В назначенный день Адриана и других христиан поставили перед правителем Галерием и начали пытками выбивать отречение от Христа. Рядом были жёны мучимых и с ними Наталия. Пока длились истязания, она поддерживала мужа и умоляла его терпеть и не сдаваться. Затем, когда его увели обратно в камеру, она пришла туда и продолжала ухаживать за ним и другими мучениками. Так продолжалось несколько дней. Когда тюремной страже запретили пускать к страдальцам их женщин, Наталия остригла волосы, надела мужскую одежду и продолжила ходить в тюрьму.
Всё это время Адриан терпел бесчисленные пытки и отвергал посулы мучителей. Одно слово, один жест – и мучения бы прекратились. Он смог бы вернуться в прежнее общественное положение, отвергшись от Христа. Но, благодаря поддержке жены, мученик был непреклонен. Наконец, предел физической боли был достигнут. Адриан умер.
Тела убитых удалось вывести из Никомедии и по-христиански похоронить в небольшом городе Византии, который в будущем станет Константинополем и столицей Империи. Наталия осталась в своём доме одна с одним только желанием: остаться верной мужу и поскорее встретиться с ним. Увы, у мучителя Галерия были совсем другие планы, и он решил выдать её замуж за одного из офицеров. Тогда Наталия решается бежать туда, где похоронили её супруга. Она тайно садится на корабль и через Мраморное море переплывает в Византий.
Она пришла в храм, где похоронен святой Адриан и другие мученики. После долгих молитв Наталия решила отдохнуть в доме приютивших её христиан. Тогда во сне ей явился муж и позвал за собой. Через некоторое время также во сне Наталия мирно умерла. Несмотря на это, церковь прославила святую Наталию как мученицу.
Поддерживая мужа в его трудном подвиге, она стала мученицей без пролития крови. Отказавшись от радостей земной жизни, Наталия неразлучна о своим Адрианом в царстве Христа.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.