Тринадцатый век до Рождества Христова. У иудейского народа, томящегося в египетском плену уже несколько сотен лет, появилась надежда. Пророк Моисей – еврей, воспитанный при дворе фараона, взял на себя миссию ходатайствовать перед монархом о свободе для своих соплеменников.
Библейский праведник предостерегал правителя, что удержание иудеев в плену обернется для Египта чередой бедствий. Однако, фараон игнорировал предупреждения пророка, раз за разом подставляя своих подданных под очередной удар Божьей кары. Фараон не отпустил евреев, когда реки по всей стране обратились в кровь. Он остался непоколебимым и после того, как Египет повсеместно заполонили жабы.
Следующими казнями – 3-й и 4-й – стали насекомые.
Сначала в воздухе стало буквально нечем дышать из-за обилия неких мошек. Это произошло после того, как брат пророка Моисея Аарон стукнул своим жезлом о землю. В книге Исход говорится, что именно после этого удара всея Египетская земля покрылась мелкими мошками.
Затем мухи, которых Библия именует «пёсьими», заполнили все пределы страны, кроме той области, где жили евреи. Пёсьи мухи нещадно жалили людей и животных, и спастись от них было невозможно ни в каком помещении, даже и в царском дворце!
Когда группа европейских ученых во главе с американским эпидемиологом Джоном МАрром попыталась найти рациональное объяснение египетским казням, нашествие мошек и пёсьих мух вызвало определенные затруднения. Дело в том, что в древности не существовало классификации насекомых, и можно было только догадываться, о каких именно мухах повествует книга Исход. К исследованиям были привлечены директор Музея энтомологии Миссисипи Ричард Браун и директор отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджер Бриз. Их гипотеза прозвучала весьма неожиданно!
Комментарий эксперта:
То обстоятельство, что мошки появились в воздухе Египта именно после того, как Аарон ударил жезлом о землю, заставляет предположить, что речь шла о так называемых куликоидах. Это определенный вид комаров, которые способны откладывать яйца не только во влажную среду, но и в сухую пыль. После удара о землю они поднялись в воздух.
Куликоиды имеют весьма малый размер, поэтому их вполне можно назвать мошками. Эти необычайно агрессивные комары питаются минеральными остатками разлагающихся организмов. Такой пищей для куликоидов оказалась богата египетская земля после взрыва популяции жаб, который произошел чуть раньше, а затем их массовой гибели из-за засухи и отсутствия достаточного количества чистой воды.
А что же имеется в виду под «пёсьими мухами»? Греческий философ Филон Александрийский, родившийся в первом веке до Рождества Христова, писал: «Насекомое, послужившее орудием четвертой египетской казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему». Под такое описание подходит овод. Это насекомое, личинки которого паразитируют в телах крупных млекопитающих. Оводы откладывают яйца под кожу животных. В жару эти насекомые ведут себя очень агрессивно.
Комментарий эксперта:
Интересно, что у оводов существует дополнительный оригинальный механизм размножения. Они летят в места массового скопления комаров, аккуратно откладывают яйца на спины комариных самок, и те, преследуя свои жертвы, заодно способствуют распространению оводов. Если верно предположение о том, что наказанием, которое предшествовало пёсьим мухам, были именно комары-куликоиды, то можно предположить, что именно они способствовали массовому нашествию оводов.
Ученые так и не дали объяснения, каким образом от нашествия насекомых смогло уберечься поселение, где жили евреи. Это место расположено в ста пятидесяти километрах от земель фараона. Оводы способны преодолевать и гораздо большие расстояния!
Очевидно, мы должны признать, что народ Моисея находился под защитой Бога – и только это обстоятельство спасало его от египетских казней. Не верится? Фараон тоже отказывался поверить, и история показала, что подражать ему в этом не стоит.
Когда за дело берётся Господь. Яна Юревич
Часто бывает так: делает что-то человек, усердно делает, из сил выбивается, а результата нет. И требуется какой-то нечеловеческий рывок. Тогда за дело берётся Господь.
Несколько лет назад, в один из выходных дней февраля решили мы семьей куда-нибудь съездить. Жили мы тогда в Подмосковье и была у нас пара любимых мест. Одно из них мы коротко называли «Кладбище». В том месте и правда было кладбище, на его территории стоял красивый старинный храм, всё это располагалось на холме. Если же объехать кладбище и встать за ним, то с этого холма открывался восхитительный вид.
И мы решили провести вечер, любуясь этим видом. По дороге купили пиццу. Доехали до места, съели пиццу, пообщались, собрались ехать домой. А так как мы свернули с нашей дороги в сторону, нужно было развернуться. Сделать это можно было немного съехав с наезженного покрытия, ведущего вниз с холма. Летом в этом не было бы совершенно никакой проблемы. Но вот зимой... Дорога, ведущая вниз была покрыта даже не снегом. Она была покрыта практически голым льдом. И машина, под собственным весом, начала сползать вниз. Колеса прокручивались, им просто не за что было зацепиться. Машина спускалась все ниже и ниже. А внизу — тупик и все заметено снегом. От меня помощи никакой — я на пятом месяце беременности младшим сыном, старшему сыну — полтора года, тоже ничем не поможет, хорошо еще, что просто спал в машине, не плакал. Вокруг были дома, на холме и вокруг него располагалась небольшая деревенька, но все равно было безлюдно. Тем временем начало темнеть. Ситуация складывалась с одной стороны комичная, но с другой — довольно тревожная.
Вдруг внизу откуда-то появились люди. Увидели нас, начали помогать, толкать нашу машину наверх, подкладывать какие-то ветки под колеса, но ничего не помогало — машина была слишком тяжелой и продолжала спускаться все ниже и ниже.
Чуть погодя ровно на то место, где мы стояли вначале, приехал большой джип. Водитель джипа так же увидел нас, предложил прицепить трос к его машине и попробовать вытянуть нашу наверх. Так и сделали, но мощности джипа не хватило, и он сам чуть не присоединился к нам на ледяном склоне. Хорошо еще, водитель джипа вовремя заметил, что еще немного и тоже поползет по льду вниз, и остановился.
Что делать? Только молиться. Так и поступили. В той ситуации мы уже испробовали все. Наших сил явно не хватало. О чем мы и сказали Богу в молитве. И что же?
Буквально через несколько минут, неизвестно откуда приехал трактор. И совершил тот самый рывок, который был необходим, в два счета вытянув нашу тяжеленную машину наверх. Водитель трактора принял нашу благодарность, при этом отказавшись от оплаты своей помощи. Как внезапно появился, так внезапно и уехал. А мы стояли рядом с машиной на вершине холма, с которого началось наше «ледяное» приключение, и благодарили Бога за Его любовь и заботу о нас. Произошло то, что на первый взгляд выглядит совпадением, случайностью. Но у Бога случайностей не бывает.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры: