Сейчас в женщинах, которые сами себя создают, нет ничего удивительного. Эмансипация давно стала привычной. В 19 веке деловым дамам общество аплодировало нечасто. Впрочем, актрисе Марии Савиной аплодировали всегда. И за то, что она делала на сцене, и за то, что создавала вне её.
Что такое горести Маша знала с детства. Дочь провинциальных актёров всю жизнь помнила, каково это – остаться без еды, да ещё и на улице, потому что нечем заплатить за квартиру. На сцену Маша выходила с семи лет, а к 20-ти поняла, что не мыслит жизни без театра. Девушка поехала в Петербург: покорять главный драматический театр страны – Александринский.
Ей это удалось всего за год. Карьера была стремительной и скоро Марию стали называть символом театрального Петербурга. Прима Александринки умела держать себя в обществе, не допускать фамильярности поклонников и работать круглыми сутками.
Но Мария умела не только работать, но и помогать. Ей было всего 29, когда она основала первый общественно-профессиональный союз актёров, будущее Русское театральное общество. Союз под председательством Савиной помогал театральным деятелям деньгами, медицинским обслуживанием, юридической защитой. А глядя на пожилых, бесправных актёров, Мария понимала, что им требуется покровительство.
Она решила устроить в Петербурге дом для забытых артистов. И назвала его «Убежищем для престарелых актёров». Знакомые спрашивали, зачем ей – ведущей актрисе театра заниматься теми, кто давно неинтересен публике? Мария отвечала: она должна создать достойные условия людям, всю жизнь отдавшим сцене. У неё – хрупкой, но очень сильной женщины, это не могло не получиться.
Савина стала искать землю под дом. Ей понравился участок на Петровском острове. Денег он стоил огромных, а их не было. Не было и меценатов. Но Мария не унывала. Как-то в АнИчковом дворце давали бал. На нём танцевал и владелец земли. Мария Гавриловна подвела этого владельца к императору и представила его, как человека, который подарил ей землю на благое дело. Царь поблагодарил героя за его благородный поступок. Похвалой императора теперь уже бывший владелец земли был доволен и на Марию Гавриловну не сердился.
Чтобы собрать денег на строительство дома, Савина организовала серию благотворительных концертов. Она даже учредила ежегодный «День актёра», когда вся актёрская братия России трудилась в помощь своим неимущим коллегам. Муж Савиной - пароходчик и миллионер Анатолий Молчанов помогал жене, как мог. Огромное количество его денег пошло на устройство дома. Он был построен за два года – этот двухэтажный каменный особняк с домОвым храмом. Савина входила во все тонкости дела: знала, какое нужно купить оборудование для кухни и как правильно провести электричество.
9-ого июля 1902 года уютный особняк, который назвали Савиновским, открыл свои двери для постояльцев. Отныне пожилые артисты могли насладиться жизнью на покое и полном обеспечении.
Обычно великих артистов в Петербурге хоронили либо на Литераторских мостках, либо в некрополе Александро-Невской Лавры. Заслуженную артистку императорских театров Марию Савину по её просьбе погребли на территории «Убежища для пожилых актёров». Оно существует и сегодня. Только называется теперь «Домом ветеранов сцены». И носит имя Марии Гавриловны Савиной.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница