Говоря о свой жизни, Борис Пастернак обязательно вспоминал родителей. «Многим, если не всем, обязан отцу - академику живописи и матери - превосходной пианистке», - писал поэт. Леонид Осипович и Розалия Исидоровны были добрейшими, преданными друг другу людьми.
Одесситы Леонид Пастернак и Роза Кауфман познакомились в 1885-ом году. Леониду исполнилось тогда 23 года. За его плечами были юридический факультет новороссийского университета и мюнхенская Королевская академия художеств. 18-летняя Роза – выпускница венской консерватории и знаменитая пианистка к этому времени уже объездила с гастролями многие европейские страны. Познакомившись на вечере артистической одесской молодёжи, Леонид и Роза поняли, что любят друг друга
Правда, голубоглазый красавец долго не решался сделать любимой девушке предложение. Он понимал, что ему - начинающему художнику, будет трудно содержать семью. Но сама жизнь подала Пастернаку добрый знак. Леонид написал картину «Вести с родины» и её купил Павел Третьяков. Получив очень большой гонорар Леонид тут же предложил Розе руку и сердце.
Обвенчавшись, Пастернаки решили переехать в Москву. И как ни тревожно было Розе покидать родную Одессу, она понимала: мужу необходимо перебраться в столичный город, как можно больше работать, общаться с коллегами. А огонь в семейном очаге можно поддерживать где угодно. Так что Роза готовилась к переезду, нисколько не заботясь о своей карьере, тем более, что врачи настоятельно советовали ей прервать концертную деятельность из-за слабого здоровья.
Первые годы в Москве дались супругам непросто. Огромной радостью стало рождение сыновей: Бориса и Александра. Угнетало только безденежье. Леонид крутился, как белка в колесе, чтобы заработать. В своих воспоминаниях о родителях Борис Пастернак писал: «Он - художник и глава семьи, она становится двигателем и душой семьи». Роза превратила свой дом в культурный центр, где собирались люди искусства и давала семейные концерты. Эти музыкальные вечера очень помогли продвижению Леонида. Ведь пока Роза играла на рояле, он рисовал гостей. Серия портретов Толстого, Скрябина, Рахманинова принесла Пастернаку настоящую славу.
Роза никогда не жалела о том, что, выбирая между призванием и семьёй, благополучие мужа и детей поставила на первое место. Да и о чём жалеть, когда взамен были получены любовь супруга, чудесные сыновья и дочери. Правда, одна попытка вернуться на сцену у Розы всё-таки была. Но прямо во время концерта ей сообщили, что Боря и Шура внезапно заболели – у них неожиданно поднялась температура. Мать, едва окончив своё выступление, бросилась домой. Роза молила Бога о том, чтобы дети поправились. Дала обет, что, если всё обойдётся, она навсегда оставит сцену. И слово своё сдержала.
Сыновей и дочерей Пастернаки воспитывали отнюдь не белоручками, это при том, что в доме была прислуга – со временем Леонид Осипович стал известным и обеспеченным художником. Мама рано научила детей грамоте и дома бережно хранились их первые письма к отцу, который часто уезжал в Петербург и был счастлив, получая их каракули, например, такие строки младшего сына: «Дорогой папуничка я был хорош любящий тебя Шура».
Леонид Осипович и Розалия Исидоровна поддерживали все увлечения детей, будь то поэзия, рисование или музыка. Сыновья и дочери искали себя в творчестве, и родители всерьёз относились к этим поискам своего места в жизни. «Союз живописи с музыкой», как Борис Пастернак называл брак отца и матери, дал превосходные результаты. Дети - все четверо - стали знаменитыми. Борис, Лидия и Жозефина - поэтами, Александр - архитектором.
В 1921-ом году Леонид Осипович уехал с женой и дочерями в Мюнхен: главе семьи нужно было сделать операцию. Домой им вернуться больше не пришлось, в Германии Пастернаку предложили работу. В 30-ых годах супруги, спасаясь от нацистов, перебралась в Англию, где уже жили дочери. Сыновья остались в России. Розалии Исидоровны не стало за два дня до начала Второй мировой войны. Леонид Осипович умер через несколько дней после Победы. И все шесть лет, проведённых без жены, он вспоминал свою жизнь, считая почти безоблачной её профессиональную составляющую и абсолютно счастливой - семейную.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»