Злые языки утверждают, что на детях великих природа отдыхает. Эдит Утёсова – дочь знаменитого артиста Леонида Утёсова – всю жизнь оставалась в тени своего отца. И это несмотря на то, что они были одной из самых известных семейных пар советской эстрады.
Леониду Утёсову было всего 19 лет, когда у него родилась дочь. Молодому отцу очень нравилось необычное имя Эдит, но одесский писарь отказывался регистрировать малышку, говоря, что такого имени нет в природе. Леонид сходу выдал версию: имя норвежское. «А где находится Норвегия?», - поинтересовался писарь. «В Америке», - ответил Утёсов. «Ну, если в Америке, то пусть будет Эдит», - согласился писарь.
Утёсов оказался хорошим отцом. Сам он даже среднего образования не получил – был изгнан из коммерческого училища за плохое поведение, но за обучением дочери следил строго. Утёсовы пригласили гувернантку, и Дита, так называли Эдит дома, получила классическое образование барышни из хорошей семьи. Она говорила на французском, английском и немецком языках, занималась музыкой и танцами. Даже поступила в Ленинградское хореографическое училище. Но балериной не стала – помешала излишняя полнота. Отец не горевал по этому поводу: говорил, что в дочери «сидит» его талант драматического артиста. И когда Дита выросла, решил дать ей театральное образование. За помощью обратился к своему другу – руководителю вахтанговского театра - Рубену Симонову. Тот согласился прослушать Диту. Это был подарок отца к 18-летию любимой дочери. Эдит успешно сдала экзамены в Щукинское училище. Но по его окончании её не взяли в театр. Мечта о драматической сцене дала трещину. Эдит совсем не собиралась идти на эстраду. Переживавший за дочь Утёсов, сам предложил ей пройти пробу в его оркестре. Предложил скрепя сердце, так как считал, что дети не должны повторять судьбу родителей. «Люди безжалостно судят детей удачливых отцов», - писал Утёсов. Но Эдит понравилась публике. Маленькая, излучающая какой-то необыкновенный свет, она пришлась ко двору и в утёсовском оркестре. Правда, отец считал, что для удачной карьеры дочери нужно взять псевдоним, но Дита отказываться от фамилии не захотела.
Известность пришла к Эдит не сразу, хотя её сольные номера публика приняла благосклонно. Настоящая слава обрушилась на девушку, когда она вместе с отцом стала исполнять весёлые концертные номера. Они будто плавно перетекали из дома Утёсовых прямо на сцену. А дома у Леонида Осиповича всегда было весело. Однажды на его день рождения Дита сделала папе такой подарок: расписала стены квартиры смешными фразами, афоризмами и рисунками. На необычное оформление ходили дивиться все друзья семьи Утёсовых. Ни у кого из них ничего подобного не было.
Когда началась Великая Отечественная война, Утёсов создал военную программу. Только за 1941 год его джаз дал двести концертов на фронте. Эдит выступала вместе с отцом. Однажды они чуть не погибли, переезжая из одной части в другую. Немцы сбросили бомбы на машину. Утёсовы спаслись чудом. А вот от автомобиля, который ехал впереди, не осталось ничего.
После войны на дуэт Утёсовых начались гонения. Критики обвиняли Леонида Осиповича в семейственности, писали, что он пригрел под крылышком свою малоодарённую дочь. Кончилось тем, что Утёсову позвонили из Министерства культуры и потребовали уволить Эдит из оркестра. Это был страшный день для Леонида Осиповича. Отец не мог нанести дочери такой удар. Но не зря же артист пел свою легендарную «Ты ж одессит, Мишка». Одессит Утёсов нашёл выход даже из такой тупиковой ситуации. Он сказал дочери: "Диточка, давай мы поступим так. Ты уйдешь из оркестра и создашь свой маленький джаз. И увидишь, все сразу успокоятся". Утёсов оказался прав. Эдит собрала оркестр. Критики умолкли. Но сольная карьера Диты не задалась, и полных залов она уже не собирала. Карьере помешала неизлечимая болезнь. А потом пришло новое горе. Не стало мужа Эдит – кинорежиссёра Альберта Гендельштейна. Она пережила его всего на несколько месяцев. Узнав о смерти дочери, Утёсов сказал: «Все мои уже там. Я хочу к ним. Здесь мне нечего делать». Сражённому горем Леониду Осиповичу не стало легче, когда он увидел, какое громадное количество людей пришло проститься с Эдит. Глядя на толпу, Утёсов горько сказал: «Наконец, Дита, ты собрала настоящую аудиторию слушателей».
Леонид Утёсов многое пережил за свою жизнь: революции, войны, нелюбовь властей, страх ареста. Он не смог пережить только смерть дочери и очень скоро ушёл вслед за ней. Накануне кончины сказал жене: «Я знаю, ты веришь в Бога. Это прекрасно. Ну так помолись за меня, за мое здоровье».
Давно уже стало признанным фактом, что Эдит Утёсова была по-настоящему талантливой, неповторимой артисткой. Никто уже не кивает на тень её отца. Просто он, как и положено отцу, всегда был рядом. Они рядом и после смерти. Сегодня даже у самых искушённых слушателей глаза на мокром месте, едва только послышится низкий хриплый голос, а рядом с ним высокий хрустальный, исполняющие знаменитую «Дорогие мои москвичи».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»