Однажды на заседании Северо-Кавказского коммерческого банка в Армавире, небольшом кавказском селении Кубанской губернии, начался оживлённый спор между акционерами. Один из должников банка предлагал заложить в погашение долга своё имущество: мельницу и конный завод. Но некоторые акционеры отказывались принять залог без подробной экспертной оценки, другие же считали, что можно обойтись без экспертизы залога. Спор разгорался, молчал только один человек — владелец банка Александр Асланович Тарасов. Вдруг он встал, поднял руку, привлекая всеобщее внимание. Все замолкли. Тарасов спросил: "Сколько просит должник ему погасить?" — "Десять миллионов золотом",- ответили ему. — "Я выкупаю его долги и вношу за это собственные деньги. А потом он своё имущество выкупит у меня обратно. Если мы не будем друг другу помогать, то кто тогда нам поможет?"
История купеческой семьи Тарасовых началась на заре девятнадцатого века. В Армавир переселился черкесский армянин Аслан Торос, записавшись в официальных документах Асланом Тарасовым. В тысяча восемьсот тридцать девятом году Аслан открыл в Армавире лавку, где торговал мануфактурными товарами. Приезжавшие и местные торговцы охотно покупали у Аслана товар, потому что он торговал честно. Вскоре Аслана Тарасова избрали армавирским почётным судьей как справедливого и неподкупного человека. Армавирцы были уверены: Тарасов-старший решит каждое дело по закону, а богатство и влиятельность судящихся для него не имеют никакого значения.
После смерти Тарасова-старшего торговое дело продолжили пять его сыновей: Иван, Михаил, Лазарь, Гавриил, Александр. Они значительно расширили сферу деятельности отца: к началу двадцатого века торговая фирма купцов Тарасовых входила в число крупнейших на Северном Кавказе России, обладая множеством магазинов в Екатеринодаре (современный Краснодар), Ставрополе, Симферополе и Астрахани. Наличие крупного капитала не мешало купцам живо отзываться на нужды своих соотечественников. Армавирцы знали, к кому можно обратиться, если сгорит дом или стрясётся другая беда. Купцы всегда откликались на просьбы своих земляков, помогали нуждающимся деньгами, вещами, продуктами. Несколько армянских семей, потерявших кормильцев, получали от Тарасовых ежемесячную помощь.
В тысяча восемьсот восемьдесят девятом году Александр Асланович Тарасов был избран председателем армавирского филиала Армянского благотворительного общества на Кавказе. Вскоре Александра Аслановича назначили ещё и директором Армавирского отделения Попечительского комитета о тюрьмах. Тарасовы помогали нуждающимся не только в родном городе Армавире: на средства Александра и его братьев, Николая и Гавриила, был выстроен Екатеринодарский приют для беспризорных, учреждены несколько стипендий для учащихся Екатеринодарской мужской гимназии. В тысяча девятьсот тринадцатом году Гавриил и Николай Тарасовы пожертвовали каменный двухэтажный дом церковно-приходскому попечительству Армянской Успенской церкви в Екатеринодаре.
Внука Александра Тарасова, Льва Аслановича Тарасова, родившегося в тысяча девятьсот одиннадцатом году, родители увезли после революции во Францию. Там Лев Тарасов стал известен как талантливый писатель под псевдонимом Анри Труайя. Всю жизнь Труайя сохранял тесную связь с русской культурой: благодаря ему Европа узнала о мастерах российской словесности — его перу принадлежат биографии Достоевского, Толстого, Лермонтова, Пушкина, Чехова, Тургенева... Анри не забывал о милосердных традициях своей семьи: немало помогал Армянскому благотворительному фонду в Париже. Но особенно важным было для него, чтобы его самое дорогое достояние — ценнейший архив — вернулся в Россию, на родину его предков.
В две тысячи девятом году Мишель, дочь Анри Труайя — Льва Аслановича Тарасова — выполнила завещание отца и пожертвовала Российскому государственному архиву литературы и искусства библиотеку и часть рукописного архива писателя.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»