Имя Константина Грота стало в России одним из символов милосердия. Больше 60-ти лет Константин Карлович трудился на государственной службе. И всё это время неустанно занимался благотворительностью.
Грот начинал карьеру как чиновник по особым поручениям, инспектирующий российскую глубинку. Проще говоря, был ревизором. Сюжет комедии «Ревизор» известен всем. Пьеса написана на основе реальных событий: Гоголь использовал факты из практики тех самых инспекторов, разъезжающих «инкогнито и с секретным предписанием». В том числе работал с документами, составленными Гротом.
В провинции его прозвали «неподкупным». Константину Карловичу часто предлагали взятки, чтобы он не заводил уголовные дела на представителей местных властей. Но Грот дал себе клятву оставаться честным, и ни разу от неё не отступил. А потому, когда его назначили губернатором Самары, сумел и город преобразовать, и, по его словам, «вычистить из Самары всех мздоимцев и казнокрадов». Кроме того, Грот вошёл в число экспертов, готовящих указ об отмене крепостного права. За что Самарская Дума присвоила ему звание первого почётного гражданина города.
В 1861 году Константин Карлович переехал в Петербург. Именно тогда у него появилась мечта о помощи слепым людям. У самого Грота было слабое зрение, поэтому он хорошо знал, с какими проблемами приходится сталкиваться тем, кто плохо видит или не видит совсем. И Константин Карлович возглавил Главное Попечительство о семьях убитых и раненых во время русско-турецкой войны. Среди тех, кого оно опекало, было почти полторы тысячи ослепших солдат. Грот создал бригады окулистов, которые бесплатно лечили бывших воинов. Узнав об этом в организацию с просьбами вернуть им зрение стали обращаться и гражданские лица. Тогда Грот создал учреждение, которое помогало всем: и военным, и штатским – «Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых».
Попечительству покровительствовала императорская семья, в него входили виднейшие медики России, учёные, деятели культуры. Грот лично организовывал сбор средств. Например, он добился от Синода разрешения собирать деньги по всем церквям в одну из недель после Пасхи. Назначал уполномоченных, которые ездили по губерниям и выплачивали слепым деньги. Кроме того, представители Грота помогали всем желающим открыть своё дело: закупали для них сырьё, сбывали готовую продукцию. Всё это работало на основную идею Грота, которую он сформулировал так: «Если хотите благотворить слепцу, сделайте его независящим от зрячих».
Бывая за границей, Константин Карлович изучал, как в Европе поставлено дело помощи инвалидам по зрению. На основании своих наблюдений он построил в Петербурге Училище для слепых детей. Даже само здание для него проектировалось при участии Грота - он следил, чтобы в нём было просторно, комфортно и безопасно. В 1890 году Александро-Мариинское Училище для слепых открылось. А когда на его счета от императорской семьи поступил миллион рублей, Грот построил ещё двадцать училищ по разным городам России. И везде ставил перед педагогами одну задачу: подготовить незрячих детей к самостоятельной жизни в обществе. Впрочем, о взрослых Грот тоже не забывал. В Петербурге он открыл для них ремесленные мастерские. И пожертвовал на их строительство свои деньги.
Зная, что помощь Попечительства о слепых охватывает только большие города, Константин Карлович организовал отряды врачей, которые ездили по деревням и сёлам. Медики обследовали больных, делали операции и, по словам Грота, «блестяще оправдали надежды, возлагавшиеся на них». К началу 20-ого века помощью Попечительства ежегодно пользовались несколько сотен тысяч человек. В 1906 году, уже после смерти Константина Карловича, незрячий князь Дионисий Оболенский писал: «Грота можно назвать духовным отцом слепых. Он призывал их к новой жизни и направил к труду, послужившему залогом для их свободной самостоятельной жизни».
Жизнь без боли — помощь подопечным Детской выездной паллиативной службы
Медицинский центр «Милосердие» находится на территории Марфо-Мариинской обители в Москве. Здесь помогают детям с особенностями в развитии. У медцентра есть своя выездная паллиативная служба, которая заботится о тяжелобольных пациентах на дому. Специалисты оказывают детям медицинскую помощь, а взрослым рассказывают, как за ними ухаживать.
Руслан — один из подопечных Детской выездной паллиативной службы. Ему 4 года, он не может говорить, сидеть без поддержки, ходить и стоять. О том, что мальчику некомфортно или наоборот хорошо, родители узнают по эмоциям на его лице. И хотя у Руслана нет возможности жить полной жизнью, ему доступны повседневные радости. Мальчик любит гулять вместе с папой и мамой. Он улыбается, когда близкие проявляют ласку — обнимают и гладят его, разговаривают с ним.
Родители с большим трепетом и заботой относятся к Руслану. Но долгое время им было сложно смириться с диагнозом и принять, что сыну гораздо важнее не реабилитация, а правильный режим дня, уход, удобные кровать и коляска. Сотрудники выездной службы помогли родным Руслана во всём разобраться. Особенною поддержку семье оказал эрготерапевт. Такой специалист объясняет взрослым, как наладить уход за тяжелобольными детьми, подобрать правильное положение тела, в котором они смогут отдыхать, есть, играть или гулять без боли и вреда для здоровья.
Сотрудники Детской выездной паллиативной службы, созданной медицинским центром «Милосердие», помогают найти подход к каждому особенному ребёнку. Если вы хотите поддержать работу проекта и повысить качество жизни тяжелобольных детей, переходите на сайт: miloserdie.ru/action/posture
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим: история и смыслы праздников». Священник Антоний Лакирев
Нашим гостем был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об истории, значении и смыслах праздников Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?