В России Масленицей называется неделя перед наступлением Великого поста. Само название "масленица" возникло благодаря тому, что в течение этой недели мясо по церковному уставу уже изымается из рациона, но еще можно есть различные молочные продукты, сливочное масло в том числе. Отсюда и масленица. На масленицу в России принято устраивать веселые гуляния, люди получают возможность вдоволь повеселиться перед наступлением Великого поста - времени для особого воздержания и духовного подвига.
Итак, в России масленица длится одну неделю. А вот в православной Грузии ее принято отмечать ДВЕ недели. Первая часть грузинской масленицы, ее первая неделя называется “Кеенобой”, вторая – “Берикаобой”. О “Берикаобе” мы с вами в одной из программ уже говорили. Наступило время для рассказа о “Кеенобе”.
Кееноба - та часть подготовки грузин к Великому посту, когда еще можно есть мясо. Вот почему в течение Кеенобы буквально надо всей Грузией стоит притягательнейший аромат шашлыка. Впрочем, им одним дело не ограничивается. Православные грузины в течение Кеенобы проявляют чудеса кулинарии и готовят самые разнообразные мясные блюда. Безусловно, не только для того, чтобы отведать самим, но и чтобы угостить родственников и друзей. Ведь кееноба – это еще и время для хождения в гости.
Но не только в шашлыке особенность Кеенобы. Название “кееноба” происходит от слова “кеен”, то есть “царь”. В древние времена кееноба являлась временем поддержания патриотического духа грузин. В ходе Кеенобы в грузинских городах и селах разыгрывались театральные представления. В город якобы врывались иноземные захватчики во главе со своим царем – “кееном” и захватывали в городе власть.
Красочно одетые актеры закрывали свои лица масками упомянутого уже царя, кеена, его супруги, визиря, а также воинов, напоминавших янычар. Театральное нашествие напоминало грузинам о реальных нападениях, которые совершали турки и персы на их страну. В ходе Кеенобы шуточные захватчики также игровым образом свергались и после такой победы начинались массовые гуляния.
При помощи Кеенобы грузины укрепляли свой дух, напоминали себе об обязанности защищать свою православную культуру. В советские годы традиция Кеенобы в Грузии была запрещена. В связи с ее православно-патриотическими корнями. В наши дни кееноба в Грузии возрождается. И пусть многие грузины воспринимают ее просто как народную традицию. Будем надеяться, что в скором времени кееноба вновь займет в грузинской культуре место особой подготовительной недели перед Великим постом.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о кеенобе - первой части грузинской масленицы.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.