Князь Иоанн Даниилович был одним из великих Государей Русской Земли. Он всегда ходил с огромным кошелём калитою, для раздачи милостыни. За это благодарный народ прозвал так и прозвал его - Калитою.
Еще до занятия Иоанном Московского стола, произошло другое событие, имевшее огромное значение для всей дальнейшей жизни нашей Родины.
Митрополит Максим окончательно переехал на жительство из совершенно разоренного Киева во Владимир на Клязьме.
Преемник Максима — митрополит Петр — был замечательный человек. Старец святой жизни, незлобивый и беспредельно преданный Родине. Все помыслы его были поглощены заботами о своей пастве.
Разъезжая из одного конца Руси в другой, он горячо полюбил набожного Иоанна Данииловича. Полюбилась митрополиту Петру и Москва, чудесно расположенная в узле дорог, идущих с разных концов Русской Земли. В ней он часто останавливался для отдыха. А когда Иоанн Даниилович после брата Юрия сел в Москве на княжение, то митрополит Петр сам переехал сюда же на жительство и умер здесь в следующем 1326 году. Перед смертью он призвал к себе Калиту, завещал похоронить себя в Москве и построить каменный храм во имя Успения Святой Богородицы. А затем произнес следующее пророческое слово: «Если меня, сын, послушаешься, храм Пречистой Богородице построишь, то и сам прославишься больше других князей. И сыновья, и внуки твои, и город этот славен будет».
Петр вскоре умер и, согласно завещанию, был похоронен Калитой, в заложенном им Успенском соборе. Гроб Святого Петра был так же драгоценен для Москвы, как и пребывание живого святителя. Его выбор казался внушением Божиим. Новый митрополит Феогност уже не хотел оставить гроба и дома чудотворца и также поселился в Москве.
Это имело огромное значение. Митрополит был один на всю Русь, а потому, пребывая в Москве, он давал ей вид столицы всея Руси. При этом действия князей, здесь сидевших, должны были всегда направляться советами и руководством митрополитов. А советы эти могли быть направлены только ко благу всей Земли.
Другие князья хорошо понимали, что значил переход митрополита на жительство в Москву и очень на это досадовали, но делать было нечего.
Тем временем в Тверь возвратился из Орды Александр Михайлович и с ним Татары собирать долги, вероятно, за полученный ярлык на великое княжение, и было много тяготы от них Тверской Земле. В 1327 году в Тверь приехал свирепый ханский посол ЩелкАн, двоюродный брат хана Узбека. До сих пор Татарское владычество над Русью происходило издалека. Теперь Татары задумали иное. Царевичи и князья стали говорить хану, что для полного завоевания Русской Земли необходимо совсем истребить князей, причем будто бы именно Щелкан и вызвался на это дело.
«Если повелишь мне», — говорил он хану, — «я пойду на Русь, и разорю христианство, князей их изобью, а княжьих детей к тебе приведу». И повелел ему хан так исполнить.
Щелкан, действительно, изгнал великого князя Александра с отцовского двора и поселился в нем сам. Скоро начались обиды, грабежи, поругания, насилия. Жители возмущались и стали жаловаться князю, но Александр не мог помочь и велел терпеть.
И вот, в день Успения Богородицы, дьякон Дюдько повёл утром молодую и здоровую кобылу на водопой. Увидя хорошую лошадь, Татары кинулись её отнимать. Это послужило знаком к кровопролитному побоищу с обеих сторон. Бились весь день. К вечеру Александр одолел, причем Щелкан сгорел в княжеском дворце со всеми своими татарами. Купцов Ордынских, которые вовсе не участвовали в битве, всех побили: иных пожгли на кострах, иных потопили.
Тверичи доконали всех Татар, не оставив даже и вестника, чтобы рассказать в Орде о случившемся.
Услышав о погроме, хан Узбек рассвирепел на Тверских князей. В гневе он потребовал в Орду Иоанна Калиту, ибо Московский князь остался старшим во всем княжеском роде Суздальской Земли.
Иоанн Даниилович неминуемо должен был идти для спасения от Татарской грозы собственных Московских волостей. Вместе с тем, он должен был заступиться и за всю Землю, направив грозу по возможности исключительно на виноватого.
Наказать Тверского князя отправилась из Орды большая рать. С ними же шел Иоанн Калита и, кроме него, Суздальские князья.
Татары пошли прямо к Твери, опустошили все Тверские города и хотели было идти к Новгороду, но он откупился множеством даров.
Тверской князь Александр с семьей убежал было в Новгород, но не был там принят и потому ушел во Псков. Псковичи, хорошо памятуя завещание Александра Невского — принимать с честью и беречь всех князей-изгнанников — ласково встретили Александра.
Когда Татары возвратились в Орду, следом за ними пошли и Русские князья. Хан Узбек отдал великое княжение Иоанну Московскому, но вместе с тем повелел всем искать брата его Александра.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»