«Амнистия»: «… Еще жив человек, / Расстрелявший отца моего / Летом в Киеве, в тридцать восьмом. // Вероятно, на пенсию вышел. / Живет на покое / И дело привычное бросил. // Ну, а если он умер, – / Наверное, жив человек, / Что пред самым расстрелом / Толстой / Проволокою / Закручивал / Руки / Отцу моему / За спиной. // Верно, тоже на пенсию вышел. // А если он умер, / То, наверное, жив человек, / Что пытал на допросах отца. // Этот, верно, на очень хорошую пенсию вышел. // Может быть, конвоир еще жив, / Что отца выводил на расстрел. // Если б я захотел, / Я на родину мог бы вернуться. // Я слышал, / Что все эти люди / Простили меня».
Это был голос русского поэта Ивана Елагина, родившегося во Владивостоке в 1918-м, и скончавшегося в заокеанском университетском городке Питсбурге в 1987-м. Он читал из своей последней книги, большого избранного под названием «Тяжёлые звёзды», выпущенного недавно на его родине, в Приморье.
…Если бы я однажды вздумал составить своеобразный толковый словарь, где значения слов разъясняли бы художественные сочинения или отрывки из них, – то понятия «боли» и «горечи» проиллюстрировал бы именно этим стихотворным шедевром. Творчество Елагин понимал как благородное и глубокое применение идеи, именно идеи к искусству, и в этом он очень русский поэт: многие наши писатели по обе стороны границы именно так понимали свое призвание. А идея у Елагина выражалась в неприятии и осуждении того времени, из-за которого он потерял родину.
«Мой взгляд, отделившись быстро / От моего зрачка, / Перелетает искрой / По проводам стиха. // Жизнь с её благодатью, / Как даровой матерьял, / Я на стихи растратил, / В рифмах порастерял. // Не каких-то глаголов виды, / Не лексические слои, / В этих строчках мои обиды, / Мои слёзы, жесты мои. // И в стихи я из сердца буду, / Пока я на земле стою, / Как в сообщающиеся сосуды, / Перекачивать кровь мою».
Никогда еще в русской поэзии не встречался мне этот образ: перекачивание в свои стихи, казалось бы, – всего лишь в стихи! – собственной крови. «Я поэт, этим и интересен», – говорил Маяковский, наверное, то же мог сказать и Елагин, но слово «интересен» было бы здесь не точным. Я думаю, что он потому только и жил, что был поэт, его горькие, целительные стихи живут, – напитанные настоящим сердечным чувством. И если бы я рассуждал о воплощении человека, о полном, без остатка, выкладывания себя в то дело, к которому тебя призвал Создатель, - то думал бы о судьбе именно этого стихотворца-изгнанника.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема