Лесостепь на левом берегу Волги – район красивый и плодородный. На здешних сочных лугах стада паслись, наверное, с тех самых пор, как человек начал заниматься животноводством. Одна из речек, питающих своей влагой богатую растительность, называется Кармала. Слово это тюркское, означает оно «великое множество скота». По всей видимости, таким именем реку нарекли кочевники, коих немало прошло через эти края.
Земля в пойме Кармалы – почти сплошь чернозем. Неудивительно, что в конце шестнадцатого века здесь на трех больших полянах поселился народ эрзя –мордовское племя, которому по душе были такие занятия, как земледелие, бортничество, ткачество и прочие мирные промыслы.
Жилось первым поселенцам нелегко. Во-первых, кочевники тревожили своими набегами. Эрзянам пришлось установить вышку с колоколом и на ней постоянно дежурил часовой, который звоном собирал селян для обороны. Во-вторых, в окрестных лесах водились медведи. По ночам хозяева леса не стеснялись наносить людям визиты и их отгоняли с помощью костров. А в-третьих, царское правительство не приветствовало самовольных поселений. В восемнадцатом веке была предпринята государственная экспедиция под начальством Василия Татищева. Она была нужна, чтобы усмирить кочевые народы и подыскать удобное место для расселения крещеных калмыков. А попутно выявлялись крестьянские дворы, не зафиксированные в документах и не платящие налоги. Таковые были обнаружены и в деревне Кармала на берегу одноименной речки.
По ведомости Симбирского наместничества 1780 года, все жители Кармалы, которая к этому времени уже разделилась на Старую и Новую, были крещеными. Однако, храм в Новой Кармале появился только в 1890 году. На средства прихожан была выстроена деревянная теплая церковь, способная вместить до пятисот человек. Однокупольная, с тремя крылечками и колокольней над входом, она не отличалась особой архитектурной оригинальностью. Однако сельчане горячо полюбили ее, как свое детище. И когда в советское время власти приняли решение разрушить храм, то прихожане несколько дней круглосуточно дежурили у его стен, чтобы непоправимое не произошло. Они ложились под колеса тракторов, с помощью которых атеисты пытались свергнуть на землю купол. И отстояли! В конце девяностых годов двадцатого века в храме Александра Невского вновь стали совершаться богослужения.
От Самары до Новой Кармалы – полторы сотни километров. Через село один раз в сутки проходит автобус, который следует из областного центра в Старое Максимкино. Три с лишним часа пройдет, прежде чем вы увидите за окном голубой силуэт Александровского храма на фоне бескрайних просторов, окружающих старинное эрзянское село. Увидите - и убедитесь, что не зря потратили время на путешествие в этот благословенный край.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.