Как вы думаете — можно ли православному христианину хулиганить? До недавнего времени мой ответ был однозначным — нет. Но сами понимаете, если бы я своего мнения не поменял, запись передачи не состоялась бы. Оказывается, иногда Православная Церковь похулиганить людям не просто дозволяет, но даже поощряет их в этом!
Вот что, например, происходит на греческом острове Корфу. Там утром на Пасху местные жители выбрасывают из окон глиняные горшки — большие и маленькие. Некоторые выбрасывают целые амфоры высотой с человеческий рост. Грохот стоит невообразимый.
Можно спросить — куда смотрит полиция? Во-первых, служители закона сами с удовольствием могут на Пасху выбросить из окна горшочек побольше. Во-вторых, все что ими по сути предпринимается — это предупреждение. Под окнами не ходить, головы беречь!
Традиция бить горшки на Пасху на острове Корфу живет с незапамятных времен. Конечно, это не просто безобразие, которое Церковь и полиция дозволяют людям учинять раз в году. Бить горшки — очередной пасхальный символ.
Корфиоты так вспоминают событие Воскресения из мертвых Иисуса Христа. Когда Спаситель победил смерть и воскрес, Он покинул гробовую пещеру, в которой был положен учениками. Первыми об этом чуде узнали благочестивые женщины. Они рано утром пришли, согласно восточной традиции, помазать благовонными маслами мертвое тело Христа. Когда эти женщины увидели, что гроб Христа пуст, а вместо Него там находится ангел, они от удивления выронили из рук глиняные горшки с ароматными маслами. Горшки, конечно, тут же разбились.
В пасхальное утро корфиоты с удовольствием повторяют это действие, вспоминая евангельское событие и одновременно получая удовольствие от возможности совершенно законно разбить что-нибудь.
С боем горшков на Пасху на Корфу связано такое поверие. Если человек наберется смелости и, пробравшись под керамическим дождем, найдет горлышко от горшка — быть ему счастливым целый год. Он до следующей Пасхи будет жить в достатке, вознагражденный за свою смелость Богом.
Поэтому множество мужчин, помоложе и постарше, явно подвергаясь опасности получить по голове горшком, устремляются за отколотыми горлышками. Желание быть счастливым целый год побеждает в них страх получить удар сверху.
Кстати, у меня дома на полке лежит горлышко от корфиотского горшка. Правда, добыл его я несамостоятельно. Привез мне это горлышко мой родственник, побывавший на Корфу на Пасху. Зная какой ценой добыт этот артефакт, я храню его на самом видном месте.
У нас в России традиция бить горшки на Пасху вряд ли приживется. Да оно и не нужно. Было бы скучно, если бы у всех православных народов были бы одинаковые традиции. А так - вселенная Православия поистине многолика!
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница