Исход из Египта, который историки предположительно датируют четырнадцатым веком до Рождества Христова, обернулся для иудеев чередой нелегких испытаний. Первый же трехдневный переход по пустыне полностью истощил запасы воды. Люди и скот страдали от жажды.
Наконец, на пути иудеев встретился родник. Но – о, ужас! - вода в источнике, к которому так долго стремились путники, оказалась непригодной для питья. Она была горькой. Казалось, что надежды на спасение нет. И тут произошло невероятное. В одной из книг Священного писания - Исход, говорится, что Моисей бросил в родник дерево, на которое указал ему Бог – и вода утратила свою горечь, стала сладкой.
Местечко, где произошли эти события, в ветхозаветные времена так и называлось – Мерра, что в переводе с иврита означает «горечь». Как сказал английский путешественник девятнадцатого века Артур Стэнли, много лет посвятивший исследованию географии Исхода: «Даже если бы мы не знали названий стоянок израильтян, мы все же смогли бы точно проследить их путь благодаря характерным особенностям местности, столь точно отраженным в Библии». Стэнли, как и многие другие историки, придерживался мнения, что Мерра – это местечко на восточном берегу Суэцкого залива, где и поныне из-под земли бьет родник с горькой водой. По инициативе Артура Стэнли был произведен химический анализ этой воды, и его результаты заставили специалистов по-иному взглянуть на чудо, которое совершил пророк Моисей.
Комментарий эксперта:
Химический анализ показал, что в воде источника содержится сульфат кальция. А рядом с родником произрастает кустарник, древесина которого содержит щавелевую кислоту. Если бросить ветки этого растения в воду, сульфат кальция, вступает с кислотой во взаимодействие и выпадает в осадок. Этой особенностью издавна пользовались кочевники-бедуины. Прежде чем пить воду из горького источника, они обязательно опускали в него кислые ветки.
Составом воды с необычным вкусом люди интересовались с самых древних времен. Первая попытка классифицировать ее минеральные составляющие принадлежит еще греческому врачу Архигену, жившему во втором веке. Он выделял четыре разновидности вод - щелочные, железистые, солёные и сернистые и говорил, что о свойствах воды можно судить по ее вкусу.
Начало научному подходу к этой проблеме положил в семнадцатом веке немецкий ученый Фридрих Гофман. Он первым установил химический состав минеральных вод и определил присутствие в них угольной кислоты, поваренной соли, сернокислой магнезии и других элементов. Сегодня существует целая наука - бальнеология – изучающая лечебные свойства воды.
Получается, что родник в Мерре – это минеральный источник, который не представлял никакой опасности для путешественников?
Комментарий эксперта:
Горький вкус предупреждает человека о том, что вещество, которое он употребляет, может оказаться токсичным. Поэтому, разумнее не пить воду, которая горчит, даже если эта горечь вполне терпима. В умеренных количествах сульфаты безвредны, и даже полезны при многих заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Однако неспроста минеральную воду рекомендуют употреблять только по назначению врача. Пророк Моисей поступил очень мудро, нейтрализовав горькое вещество, которое содержал источник.
Попытка объяснить с научной точки зрения феномен превращения горькой воды в сладкую нисколько не умаляет чуда, которое совершил пророк Моисей. Чудеса заключается прежде всего в заботе, которую Бог проявляет о человеке. И научные открытия - это ничто иное как откровения Творца, Его бесценные дары, явленные нам тогда, когда мы готовы их принять.
Евгения Павлычева
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница