Перелёт из Якутии в Москву сегодня длится десять часов. Для ТУ-154 это не так мало. Поэтому лайнером, как правило, управляют два командира. Так было и несколько лет назад, когда во главе экипажа летели два капитана – Андрей Ламанов и Евгений Новосёлов.
Первые три часа полёта всё было в порядке. А потом началось то, о чём пассажиры самолёта, а их на борту было 72, не смогут забыть никогда. В салоне вдруг погас свет. Лайнер закачало. Одна за другой стали отказывать важнейшие системы. Первым вышел из строя автопилот. За ним навигация и радиосвязь. Потом перестали работать все приборы, вплоть до табло «Пристегните ремни!» и насосы, подающие топливо. Самолёт летел на «честном слове» пока ещё работающих двигателей. Это давало пусть призрачный, но хоть какой-то шанс на выживание.
Экипаж делал то, что в экстремальных ситуациях предписывает инструкция. Командиры удерживали самолёт, инженер и штурман пытались наладить работу приборов, бортпроводники успокаивали пассажиров. Всё это при почти полной темноте, с топливом на исходе, без связи, но, главное, без паники. Как говорят в таких случаях, каждый «играл только свой отсек», не вмешиваясь в работу другого. По словам Андрея ЛамАнова, в течение всего этого экстремального полёта, экипаж и пассажиры сохраняли предельную концентрацию и дисциплину.
Найти площадку для посадки без приборов ориентации, можно было только глядя на землю. А там простиралась бесконечная тайга. Наконец, увидели речку и, должно быть, ещё ни один экипаж не радовался так тонкой полоске воды. Ведь она означала, что рядом должно быть жильё, люди, поле, на которое можно приземлиться. Не обманула река, привела к населённому пункту Ижма республики Коми. А потом случилось настоящее чудо. Промелькнула взлётная полоса давно недействующего аэродрома. Пусть слишком короткая для такой мощной машины, как ТУ-154. Пусть заброшенная. Но это была единственная реальная возможность посадить корабль. И командир Андрей Ламанов пошёл на снижение. Ему помогал 2-й пилот Евгений Новосёлов. И тут произошло еще одно чудо - приземлились неожиданно мягко. И даже когда самолёт выкатился за пределы полосы и врезался в тайгу, на пути не оказалось крупных деревьев, способных его разрушить. Можете представить себе, какую бурю аплодисментов вызвала эта посадка у пассажиров! Ещё больших оваций удостоился сам ЛамАнов, когда он выскочил в салон с криком: «Я сделал это!». Потом «это» сделают пассажиры – они напишут коллективное письмо президенту Дмитрию Медведеву с просьбой наградить экипаж.
О героях заговорила вся страна. Стеснительный Евгений Новосёлов то и дело ворчал, что они не «звёзды». А на вопрос, как он стал летать, отвечал, что старт ему дала родная бабушка.
За мужество и героизм при исполнении служебного долга в экстремальных условиях командирам Андрею Ламанову и Евгению Новосёлову присвоены звания Героев России. Остальные члены экипажа удостоены ордена Мужества. Награды вручал лично президент Медведев.
История действительно беспрецедентная. Теперь на ней учатся будущие лётчики. А эпиграфом к этой главе в учебниках по пилотированию, могли бы стать слова Андрея ЛамАнова: «Бороться, бороться до последнего. Чтобы спасти людей и машину».
В данной программе использованы материалы телеканала «Россия 1».
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.
19 апреля. О значении первой типографии для Руси
Сегодня 19 апреля. В этот день в 1563 году в Москве начала работать типография первопечатника Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
О значении этого события для книгопечатания на Руси, — священник Захарий Савельев.