"Дети, родители и Бог". Светлый вечер с игуменом Киприаном (Ященко) (09.12.2015)

Светлый вечер - игум. Киприан Ященко (эф. 09.12.2015) - Часть 1
Поделиться
Светлый вечер - игум. Киприан Ященко (эф. 09.12.2015) - Часть 2
Поделиться

игум. Киприан Ященко1У нас в студии был директор Центра дополнительного образования Московской Духовной Академии, кандидат педагогических наук, ректор Института экспертизы образовательных программ игумен Киприан (Ященко).
Говоря о словах Спасителя “пустите детей приходить ко Мне”, мы обсуждали то, как правильно воспитывать детей в вере, как видеть в ребенке образ Божий и помочь ребенку быть с Богом и не отступить от Него.

К.Мацан

«Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается, еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В студии Алла Митрофанова и я – Константин Мацан.

А.Митрофанова

Добрый светлый вечер!

К.Мацан

У нас сегодня в гостях игумен Киприан Ященко. Добрый вечер, отец Киприан!

К.Ященко

Светлый вечер!

К.Мацан

Отец Киприан – кандидат педагогических наук, заведующий Педагогическим кабинетом Московской духовной академии. И не случайно сегодня у нас в гостях педагог, потому что тема наша сегодняшняя сформирована евангельским чтением, которое будет завтра, где есть знаменитые слова в этом Евангелии от Луки: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Знаменитый евангельский отрывок и мы, наверное, сегодня будем обращаться и к его смыслам, к его пластам, но наверное, и к теме просто детей и воспитания детей, что делать нам родителям нынешним и будущим, как нам свои духовные душевные рецепторы настраивать, чтобы дети выросли хорошими, чего нам всем так хочется. Поэтому сегодня много вопросов к Вам, отец Киприан, как к педагогу на эту тему будет. Начну я, наверное, вот с чего. В прошлый раз, когда Вы были у нас в эфире, мы с Вами после программы разговаривали и меня, просто как папу молодого, который воспитывает ребенка, заинтересовали такие слова, которые Вы сказали, что один из главных элементов воспитания – это творение добрых помыслов о ребенке. И я тогда очень удивился, что такое «добрые помыслы о ребенке» и Вы мне тогда объяснили, я бы хотел, чтобы Вы сейчас повторили это для всех и еще раз для меня – что такое «творение добрых помыслов о ребенке»?

К.Ященко

Творение добрых помыслов о ребенке – это самое сильное, можно сказать, ядерное оружие педагога, которого светская педагогика не знает, ну или знает, но использует это без участия Бога. А творение добрых помыслов заключается… ну, всякая мать, всякий отец своего ребенка, конечно очень любит, но когда ребенок ведет себя непослушно, капризничает, когда он творит такую волю, которая противоречит воле Божьей, то конечно возникает вопрос о каком-то его пресечении, наказании и родитель часто гневается, раздражается. И вот здесь происходит довольно тяжелая в духовном плане вещь, которую мало кто из родителей знает и понимает. Дело в том, что если сам родитель находится в раздраженном состоянии, то он излучая вот эту энергию раздражения – энергия не Божественная, Порфирию Кавсокаливиту даже было открыто, что человек раздражающийся – это временно бесноватый, это человек, который подружился, по крайней мере не несколько минут…

К.Мацан

Как страшно сразу стало.

А.Митрофанова

Совсем, да.

К.Ященко

Но тем не менее – это действительно общение не с Богом – это общение действительно с падшими силами, которые на нас в этот момент повлияли, вселились и самое худшее, что мы эту энергию падших сил передаем детям. Это раздражение переходит на них и ребеночек, может быть он действительно не может ответить тем же, он это все накапливает, а потом в определенный период времени, когда он уже повзрослел, это раздражение, этот гнев на родителей, он проявляется. И сейчас как много неблагодарных детей и родители все удивляются, а почему меня дети бросили, почему не звонят, не поздравляют с праздниками, я же столько времени положил на их воспитание. А этот негативный момент воспитания, когда мы действительно отвергали от Бога, когда мы давали… мы может быть по своему доброму сердцу, душевно желая ребенку добра, а духовно вселяли силы зла.

К.Мацан

А как это на практике выглядит? Вот мой ребенок не хочет чистить зубы и я раздражаюсь на него, что в этот момент будет творением добрых помыслов?

К.Ященко

Во-первых, нам бы нужно не давить, а сделать… сколько ему уже?

К.Мацан

Два и семь, маленький.

К.Ященко

Два и семь, ну все равно…

А.Митрофанова

Как говорят, после трех уже поздно, Костя.

К.Мацан

Об этом мы отдельно поговорим, про после трех уже поздно.

К.Ященко

Ну, в любом случае, воспитание оно еще имеет такой главный закон – закон свободы. То есть, надо все-таки, чтобы ребенок выбирал свободно. Ну, например, предложить ему альтернативу – как мы сегодня с тобой будем чистить зубы – в пижаме, или без пижамы?

А.Митрофанова

То есть, вы его моментально переключаете на другой выбор.

К.Мацан

А я спрашиваю: «Ты будешь зубы чистить в ванной, или в своей комнатке».

К.Ященко

Любая альтернатива закончится тем, что зубы все-таки будут почищены.

А.Митрофанова

Подождите, Костя что-то хочет сказать.

К.Мацан

А ребенок говорит… в общем, не говорит, но по поведению понятно, что я ни там, ни там не хочу чистить зубы. Понятно, что есть наверняка педагогические, психологические приемы, которые очень мягко, ненавязчиво ребенка к чистке зубов приведут, но об этом может быть отдельно поговорим, сейчас я хочу вот на чем внимание наше сконцентрировать, вот возникает, наверное, мое внутреннее раздражение в этот момент, ну что же такое, вот как-то кровь закипает, внутренне закипаешь и что в этот момент будет творением добрых помыслов?

К.Ященко

Ну, действительно, обращение к Богу за помощью и это с одной стороны, а второе, мы действительно, как родители, как педагоги, как люди, которым вверены дети, стараемся зреть и открыть в себе это зрение – зрение образа Божьего в человеке, зрение добродетелей, которые есть у каждого. Если мы в этом будем упражняться, то мы действительно будем в каждом человеке зреть прежде всего те искры образа Божьего, который в нем находится. И это поможет нам не искусственно, а естественно видя эти осколки рая, может быть, действительно всегда иметь оптимистическую гипотезу и просить Бога, чтобы Он помог. Наша главная задача, чтобы дать Богу действовать, не только мы чтобы действовали на ребенка, но и чтобы было место Богу действовать на этого ребенка, Его попросить: Господи, помоги, Господи, укрепи, у меня сил нет, я сейчас только сорвусь и накричу, надо помолиться. Вообще вот такие добрые помыслы, Паисий Афонский кстати говорил, что они как противоракетная система, они очень сильны и они прекращают действие страстей, вот ребенок находясь в страсти, в капризе, в гневе, в раздражении, или в печали, если мы действительно, даже не говоря ему ни слова, начинаем творить добрые помыслы.

К.Мацан

Внутренне его оправдывать, или молиться Богу о собственном искуплении.

К.Ященко

Молиться Господу, чтобы Господь ему помог, действительно отвратиться от этих страстей.

А.Митрофанова

Вы сейчас говорите, а я сижу и представляю себе такую картину маслом – ребенок отказывается чистить зубы, родители, испробовав все аргументы и понимая, что ничего не действует, начинают, как знаете… чтобы палку не перегнуть, поэтому я сознательно сейчас утрирую эту картину, родители начинают воздевать руки к нему и говорить: «Господи, ребенок беснуется, помоги, справься с ним, я ничего не могу с ним поделать», – у ребенка что в голове откладывается – его невинная, так скажем, проба пера, где родители позволят ему улизнуть, где они пойдут у него на поводу, где он сможет ими сманипулировать, а где придется их послушаться, заканчивается тем, что его фактически обвиняют в бесновании – Господи, помоги мне справиться с моим ребенком, что же он творить – он отказывается чистить зубы. У нас же сознание построено по такому принципу, что если не получается по нашему, да, то мы можем заставить как угодно, тем более, если мы родители, несем ответственность за наших детей и прочее-прочее. Очень часто бывает, что родители перегибают палку в плане того, что Бог тебя накажет, или ты мое наказание, или это все в тебе, потому что ты не в церкви – в переходном возрасте как часто это бывает, это уже не вопрос чистки зубов, а вопросы более серьезные. И в этом смысле, когда родитель, он формально обращается к Богу, на самом деле внутри испытывает раздражение на ребенка и обращение к Богу, оно не действует, как то самое оружие противоракетное о котором Вы говорите, а наоборот ускоряет действие ракет. Как здесь на этой грани удержаться правильно, как себя контролировать, что я формально действительно к Богу в этот момент обращаюсь, но фактически продолжаю транслировать свою внутреннюю агрессию на фактически невинное существо.

К.Ященко

Я родителям всегда советую, вы прежде всего успокойтесь и приведите себя в порядок.

А.Митрофанова

Вот, вот спасибо за эти слова.

К.Ященко

А потом уже можно и общаться с Богом, и с ребенком, и с самим собой. Но когда мы подвержены сами страстям, то ничего хорошего не будет. У нас, можно сказать, большие помехи в общении с Богом – не можем дозвониться. Поэтому, конечно, ну, просто может быть отойти в какую-то другую комнату, ну почитать какую-то молитвочку, или псалтырь. Много способов есть себя успокоить, но действительно, общий закон таков, что если раздражен – ты отойди и не действуй, ты не воспитывай ребенка.

К.Мацан

Очень точно и очень важно.

К.Ященко

Да и ты только навредишь, ты навредишь и в этой ситуации, и вообще в его жизни. Это все будет, как в аккумуляторе скапливаться, как мы говорили. Но это мы сейчас с вами взяли такой маленький фрагмент в жизни, а чего он так не слушается, а чего он так капризничает – это же не первый раз…

А.Митрофанова

Начинает пробовать, устанавливать свои границы свободы. Пытается понять, где родители поведутся на его поведение, где не поведутся, что можно, что нельзя.

К.Мацан

К.Ященко

Ко мне часто приходят мамы и жалуются: «Батюшка, вот сын, или дочь, совершенно не слушаются, что мне делать?» – бывают разные степени непослушания, от очень категоричных, резких, частых, до таких неповиновений ребенка редких, но очень важных. И я обычно спрашиваю: «Слушай, дорогая, а ты мужа своего слушаешь?»

А.Митрофанова

Кого? Его?

К.Ященко

«Да он ничего не соображает, что его слушать?» – так я говорю: «Ну а ребеночек, что они делает, он же…», – никак многие родители не понимают первый принцип и закон воспитания, который состоит в том, что ребенок является зеркалом тех отношений, которые сложились между мужем и женой, а он как зеркало, как губка все это впитывает. И все искривления личные, все страсти, которые кипят в этих отношениях – ребенок воспринимает. Он даже часто страдает, частот он даже как мученик за это претерпевает и в болезнях, и в различных страданиях, и в непослушаниях. И вот обычно такой разговор, ну, заканчивается, я предлагаю супруге, ну хотя бы сотворить такой православный театр, если ты православная, муж православный. Ну, кто такой муж – муж – это глава… это священник, глава малой церкви, вы же венчаны, а ты кто такая – ты дьяконесса, ну а дети – это ваш приход. Как может дьякон управлять епископом, или настоятелем церкви. Что может дьякон сделать – благословение взять. Ты подойди к мужу и прямо, чтобы ребенок видел, почаще бери благословение, хоть даже руки складывай, благослови меня, как ты благословишь – суп гороховый сейчас, или суп с вермишелью? Пусть он почаще выбирает, пусть он чувствует себя главой семьи. И действительно, обычно заканчивается таким образом, что приходит и говорит с удивлением, что дети прибегают и сами берут благословения.

 

К.Мацан

Игумен Киприан Ященко – кандидат педагогических наук, заведующий Педагогическим кабинетом Московской духовной академии сегодня с нами проводит «Светлый вечер». Отец Киприан, помимо того, что Вы опытный педагог, Вы еще знаток и специалист по житию и по трудам старца Паисия Святогорца. И я знаю, что у него тоже есть много важного сказанного о воспитании и такие практические советы родителям, можете об этом рассказать?

К.Ященко

У Паисия действительно целая педагогика такая, педагогическая я сказал бы система сложилась из его внутреннего опыта. Несмотря на то, что он был монах и у него собственных детей не было, но помогая родителям воспитывать своих детей, он давал очень точные советы. Даже он сформулировал несколько десятков заповедей блаженств.

А.Митрофанова

Для родителей?

К.Ященко

Ну, и вот часть из них относится непосредственно к родителям.

К.Мацан

Своих заповедей?

А.Митрофанова

Своих заповедей, то есть, помимо тех, которые есть в Священном писании – очень интересно. А это канонично вообще?

К.Ященко

Ну, я вам зачитаю некоторые эти заповеди: «Блаженные родители, которые не используют частицы “не” в разговоре со своими детьми, а удерживают их от зла своей святой жизнью, которой дети подражают, следуя за духовным мужеством в радости со Христом».

А.Митрофанова

Это иными словами – блаженны те родители, которые детям ничего не запрещают, но показывают им пример, достойный подражания и детям самим не хочется творить зло? Вы знаете, по-моему, какая-то очень идеальная картинка.

К.Ященко

Ну это вот примерно мы об этом сейчас начали говорить, что такой закон, как родители живут, как они устроены… отношения между ними, такой и ребенок.

А.Митрофанова

Вы когда говорили об этом, я слушала Вас и пыталась понять эту модель поведения женскую, о которой Вы говорите. Безусловно – это очень правильно, когда женщина почитает своего мужа, причем не только демонстрирует это при детях, но и внутренне глубоко с этим согласна, именно с таким отношением к своему супругу. В нашей жизни часто бывает по-другому и это говорит о том, что нам прежде всего нужно глубоко работать над собой, а потом уже заниматься детьми. И пока у нас внутри сохраняются эти вывихи – женщины, которые привыкли все решать сами, женщины, которые привыкли относиться к своим мужьям непочтительно, или считать их, так скажем, каким-нибудь старшим ребенком в семье – это же все такие очень искаженные модели взаимоотношений между супругами. Вот пока это все в нашем сознании сохраняется, о чем тут говорить применительно к детям?

К.Ященко

Знаете, в чем самая большая печаль – вот эти искаженные отношения, они запечатляются бессознательно в ребенке и хранятся всю жизнь. И когда он уже подрастает, выходит замуж, или женится, он бессознательно воспроизводит эти образы действия, этот образ жизни, который он видел у родителей. И вот часто нам, как священникам, приходится разбираться, почему в семье такие скандалы, почему такие конфликты, а отчего, даже сам человек не может объяснить. А если погрузиться в тот образ действия, который был у родителей, то многое становится ясным. Или наоборот, вот действительно в благочестивых семьях, где мы видим доброе отношение, где действительно мы видим уважение, но где дети хотя бы не участвуют в тех конфликтах, которые конечно неизбежны в нашей жизни и то действительно дитя намного благоприятнее прийти к Богу, так скажем. Я бы еще одну из заповедей блаженства, если можно нашим радиослушателям от Паисия Святогорца прочитал бы: «Блаженные дети, которые с младенчества жили в духовной обстановке и потому неустанно преуспевали в духовной жизни. Но трижды блаженны те, обделенные дети, которых не учили ничему полезному, но напротив, постоянно подталкивали ко злу, но и у которых стоило им услышать о Христе, заблестели глаза и которые после этого повернулись на 180 градусов и сразу очистили до блеска свою душу и вышли из предела земного тяготения на духовную орбиту».

А.Митрофанова

Да, вы знаете…

К.Ященко

Это вдохновляет нас, что даже при не очень благоприятной духовной обстановке, все же действительно, ребенок такой не обречен до конца жизни, он конечно имеет такую родительскую печать… Мне как-то пришла одна пара молодая моих прихожан и обратились с таким вопросом: «Батюшка, благословите, нам родить святого ребенка».

А.Митрофанова

Интересно, как это.

К.Мацан

Ну, не наказуемо, сам вектор похвален, мне кажется.

К.Ященко

Вот я также подумал, что здесь по крайней мере ничего плохого нет в этом стремлении.

А.Митрофанова

Вы знаете, это как посмотреть, это смотря что они вкладывают в это понятие. Если ребенок окажется в какой-то момент вполне себе своевольным, то родители могут его заклевать за то, что они брали то благословение на то, чтобы родить святого, а он то оказывается человек обычный.

К.Ященко

Ну это с одной стороны непонимание, что святым ребенок…

А.Митрофанова

Не рождается вообще-то.

К.Ященко

Он бы все-таки каким бы святым он не родился, он попадает в эту обстановку.

А.Митрофанова

В реальную жизнь.

К.Ященко

И реальный инструмент воспитания – это опять-таки отношения родителей. Если этот инструмент испорчен, то его и святого уже можно искалечить, уже в первые годы жизни, но тем не менее, я их благословил на то, чтобы они потрудились именно во внутриутробном уже периоде – почаще молиться, читать каждый день Евангелие, сколько возможно, причащаться почаще, не ругаться, чтобы у них мир был в семье, чтобы они были в состоянии такого мирного тихого устроения. И вы знаете, действительно, даже не с этой одной парой, а несколько таких случаев было, у них родилась девочка Татьяна и дальше они в испуге прибежали: «Батюшка, что-то у нас такое творится в доме» – «А что такое происходит?» – «Ну, только просыпается, сразу плачет, кричит, до тех пор, пока мы не начнем читать утренние молитвы».

А.Митрофанова

Попросили на свою голову.

К.Ященко

Потом это продолжается в течение дня. То есть, они заставляют их читать Евангелие.

А.Митрофанова

Дети?

К.Ященко

Начинает плакать, она читает Евангелие – ребенок замолкает. Потом она тянется к иконам, прикладывается, чувствительность такая, чтобы приложиться к иконам и вечером она не засыпает, пока они вечернее правильно не вычитают. То есть, такой младенчик установил очень строгий у них устав, почти монастырский. Я говорю: «Вы что просили то?»

А.Митрофанова

Действительно, да, как хотели, как заказывали.

К.Ященко

Вам тоже придется жить святой жизнью, тоже придется быть все время с Богом, жить мирно, тихо.

А.Митрофанова

А как они реагируют на это?

К.Ященко

Ну, достаточно хорошо, надо сказать, у них действительно изменился во-многом образ жизни. И действительно часто, мы говорим сейчас о воспитании детей, это всегда улица с двухсторонним движением, даже порой неясно, кто больше духовно…

А.Митрофанова

Кого воспитывает…

К.Ященко

Воспитывает, да. Но мы знаем, вот известный евангельский случай, когда Божья Матерь в Горне явилась к Елизавете и в объятиях их взыгрался младенец во чреве ея, исполнилась Духа Святаго Елизавета. То есть, уже во чреве ребенок живет духовной жизнью, он уже обладает благодатью Божьей и он эту благодать Божью может передавать матери и может спасать мать.

А.Митрофанова

Ребенок живет, мне кажется, не только такой духовной благодатью и духовной жизнью, я вспоминаю сейчас в «Исповеди» Блаженного Августина, он вспоминает себя в возрасте, по-моему, трех месяцев и говорит о том, что завидовал своему молочному брату за то, что его кормили первым. Чувство зависти в младенческом состоянии – это значит, что даже в этом возрасте, который мы считаем невинным, да, возраст, когда дети, как ангелы, они тем не менее подвержены тем же самым страстям, тем же самым соблазнам, которые есть и у взрослых людей и значит, что и духовная борьба им тоже в этом возрасте не чужда. То есть, вот такая очень получается объемная история.

К.Ященко

Вот посмотрите, об этом Паисий так говорит, еще блаженство: «Блаженны дети, которые от чрева матери родились святыми, однако более блаженны те, которые родились со всеми наследственными мирскими страстями, но подвизались до седьмого пота, искореняя в себе и унаследовали Царство Божие в поте лица».

А.Митрофанова

То есть, которые преодолели в себе, сорняки выкорчевали баобаба.

К.Ященко

Да, вот мы часто удивляемся, почему ребенок только родился, а уже у него какие-то для нас непонятные вещи, почему он такой. Действительно, всякий человек созиждется на фундаменте – рода, родовых грехов, или родовых добродетелей. Ему так или иначе передаются, или грехи, или добродетели родителей, которые вступили в брак, как он действительно воспитывался в утробе матери. И уже когда он появляется, то действительно, он либо ближе к святости, но это не его заслуга. Интересная мысль Паисия, что это не заслуга ребенка, то, что он даже родился святым – это же не его заслуга – это заслуга его рода, его родителей. А дальше Господь смотрит на то, что ты в своей жизни привнес к тому фундаменту, который тебе достался по наследству. И даже, если ты не обладал таким капиталом, а потрудился и может ты не достиг святости Серафима Саровского, а просто стал добросовестным человеком и страсти эти погасил, то Господь, видя вот эту жертву, превращение твоих трудов, которые ты трудился, вот за это и воздает награду в Царствие Небесном.

К.Мацан

Игумен Киприан Ященко – кандидат педагогических наук, заведующий Педагогическим кабинетом Московской духовной академии сегодня проводит с нами «Светлый вечер». В студии Алла Митрофанова и Константин Мацан. Мы прервемся и вернемся к вам буквально через несколько минут.

 

А.Митрофанова

Добрый светлый вечер, еще раз, дорогие слушатели. Константин Мацан, я – Алла Митрофанова и в гостях у нас сегодня игумен Киприан Ященко – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий Педагогическим кабинетом Московской духовной академии. Мы о воспитании детей говорим сегодня с отцом Киприаном. Вы знаете, когда Вы говорили про то, что дети, которые воспитываются в церкви, которые с детства ходят в храм, они, так скажем, блаженны фактически. Я сразу подумала о том, что сколько примеров, когда в семье, где родители оба ходят в храм и читают дома вечернее правило, и стараются жить по Евангелию, и прочее-прочее, сколько примеров того, как дети уходят из храма. В переходном возрасте, или позже, принято считать, что в таких случаях они в храм возвращаются, но мы знаем из истории и другие примеры того, как люди наоборот однажды отшатнулись, например, ну я не знаю, какой-нибудь Джеймс Джойс, который вырос в католической семье с очень глубокими корнями, я намеренно сейчас беру такой яркий пример всемирно известного писателя, классика ирландской литературы. Он ушел из церкви и больше туда не вернулся, хотя учился в иезуитском колледже и так далее. В нашей православной культуре таких примеров тоже в принципе достаточно. Как с этим быть, как это объяснить?

К.Ященко

К Порфирию Кавсокаливиту как-то пришли супружеская пара и пожаловались, что их сын уже в подростковом возрасте совершенно перестал слушаться, убегает из дома, связался с ребятами и занимается достаточно непотребными занятиями. И Порфирий Кавсокаливит он причислен к лику святых, о нем Паисий Афонский говорил, они жили в одно время примерно, он говорил, что у Порфирия Кавсокаливита цветной телевизор духовный, а у меня черно-белый. Он действительно… у него действительно был дар видеть души людей, даже всю историю их семьи и он мягко им посоветовал, что я вам советую, вы поисповедуйтесь о всех своих грехах, причаститесь, я еще советую пособороваться, потому что многие грехи мы уже не помним и забыли, или сделали по незнанию и у вас все наладится. Ну они не поняли его совета и говорят, мы то все нормально, мы ходим в храм, молимся и причащаемся – у нас все нормально.

А.Митрофанова

С ребенком все не так.

К.Ященко

А ребенок не такой. Он им опять мягко, никак их не упрекая, но советует им все-таки очиститься от множества своих грехов и привести себя в духовный порядок. И так продолжалось несколько раз, потом они в конце концов махнули рукой и сказали: «Этот старец ничего не понимает», – и ушли в полном недоумении, что не получили никакого совета. Вот так у нас часто бывает, что мы действительно пытаемся искать внешние причины, а самая первопричина главная, почему именно… не у всех же так драматично подростковый возраст проходит, далеко не все дети отрываются от семьи и это опять-таки зависит о того, первопричиной являются все-таки сами родители. И, я могу привести пример, мне как-то привел один наш знакомый, можно сказать, даже благотворитель, своего ребенка, здесь в Москве, он уже в подростковом возрасте, где-то 14-15 ему лет, вот у него в таком даже молодом возрасте, у него появилось увлечение ночными клубами, которых в Москве предостаточно.

А.Митрофанова

Ну да, в общем, понятное увлечение, вполне.

К.Ященко

И вот он его привел, батюшка, поговорите, как мне вытащить его из ночного клуба. И вот мы с ним достаточно долго беседовали и выяснилось, что парень то очень талантливый, он и музыкант, и играет, и поет, и рисует, и умный очень, развитый мальчик, но он попал в такую компанию сверстников, а дома у него непонимание, дома на него смотрят, как на маленького ребенка. В такой переломный период родители делают очень серьезную ошибку, они не могут воспринять его, как взрослого.

А.Митрофанова

Как личность самостоятельную.

К.Ященко

Да, потому что главное стремление в подростковом возрасте – это желание быть взрослым, утвердиться. Так надо помочь ему утвердиться. И вот мы с ним поговорили, нашли способы, как ему утвердиться, как взрослому. Записать диск свой авторский.

А.Митрофанова

Записал?

К.Ященко

Да, и вот они ему помогли это сделать.

К.Мацан

То есть предложить путь какой-то самореализации?

К.Ященко

Да, я все-таки доскажу эту историю, хотя бы один фрагмент, что где-то через полгода они пришли и папа очень благодарил: «Все, прекратилось, больше никаких ночных клубов. Он увлекся, ходит в разные студии творческие, занимается, готовится поступить в ВУЗ», – то есть у него такая цель появилась уже профессиональная. Но когда папа ушел, Николай меня попросил со мной отдельно поговорить: «Отец Киприан, скажите моему папе, что я долго взрослым быть то не могу».

К.Мацан

Обратно захотелось.

К.Ященко

«Пусть он на меня не давит, что я… я же все-таки ребенок, мне хочется еще и поиграться», – то есть это вот такое интересное.

А.Митрофанова

Парадоксальный возраст.

К.Ященко

Да, такой возраст когда, конечно, очень они хотят быть взрослыми, но на самом деле они не имеют ни своих денег, ни работы, они конечно по социальному статусу и по своему развитию, они еще дети. Вот если мы этот парадокс понимаем, то он является ключом к этому возрасту. И многие дети, именно подросткового возраста – возраст побегов из семьи.

А.Митрофанова

Протесты еще, бунта такого.

К.Мацан

А вот смотрите, мы говорим о том, что состояние духовное, нравственное состояние ребенка напрямую зависит от состояния родителей. И мы говорим о воцерковлении ребенка, об уходе ребенка из церкви, приходе ребенка в церковь. Вот я по себе, как родителю понимаю, что когда появился ребенок, в принципе, церковная жизнь несколько переформатировалась. И несколько затруднилась в том смысле, что ты на службе с ребенком, ты больше уже следишь за ним, службы на которых бываешь один, где ты можешь спокойно стоять и молиться – их стало меньше в твоей жизни. И соответственно и твоя духовная жизнь, она как-то претерпевает какие-то вынужденные изменения, вот что тут делать, как воспитывая ребенка, желая, чтобы ребенок с тобой был в храме, в широком смысле слова в храме, в церкви вообще по жизни.

А.Митрофанова

Со Христом.

К.Мацан

Со Христом, да. Как тут и собственную духовную жизнь не потерять и не превратиться в такого педагога, сопровождающего ребенка в церкви, к чаше, ко кресту, а сам… ну я же не могу сам сейчас молиться, у меня же ребенок на руках.

К.Ященко

Ну, здесь дети очень разнообразны, тут трудно дать какой-то такой общий совет для всех детей.

К.Мацан

Ну я скорее про совет для родителей спрашиваю, для себя.

К.Ященко

Да, и для родителей я вот знаю, что и видел множество людей, которые легко выстаивают всю литургию, даже взрослые не могут выстоять, даже великопостную службу, не так их может быть и много этих детей, но тем не менее.

К.Мацан

А если более маленький возраст?

К.Ященко

Поражает их духовность, как же так стоять и молиться и…

А.Митрофанова

Это скорее редкий случай, обычно все-таки носятся где-нибудь.

К.Ященко

А другая крайность, их… они крестным бегом вокруг храма.

А.Митрофанова

Крестным бегом…

К.Мацан

Крестный бег – это хорошо.

А.Митрофанова

Но это естественно.

К.Ященко

Или даже как сейчас во многих храмах уже детские площадки, детские комнаты.

А.Митрофанова

Да, а как кстати Вы относитесь к детским площадкам?

К.Ященко

Ну, уж лучше так, чем…

К.Мацан

Чем крестным бегом.

А.Митрофанова

Я вообще…

К.Ященко

Чем они будут далеко от храма.

К.Мацан

Но те не менее, мой вопрос все-таки касался, допустим, в частности, возраста моего ребенка, который пока совершенно точно не может стоять службу, он стоит, бегает, да, ему меньше трех лет и в любом случае с ним нужно быть, с ним нужно заниматься, с ним нужно играть, в храме его нужно держать на руках, ну или сопровождать его по храму и как тут мне самому свою духовную жизнь, свое церковное присутствие не растерять?

К.Ященко

Я думаю, что ради ребенка надо пожертвовать собой и в меру того, как ребенок может вместить литургию, так и мы должны, если ребенок действительно в таком состоянии, в таком духовном состоянии находится, что его можно привести только к Отче наш, или к Верую, или привести к середине литургии, но тогда так и надо делать. А самим сходить, я не знаю, на раннюю может быть службу, причаститься, помолиться, а уже… или наоборот, если мы ребеночка на раннюю ведем, причастили, то потом прийти на более позднюю службу, или в другой день.

К.Мацан

Найти способ уделить время и себе в этом смысле?

К.Ященко

Да, действительно сложно сделать так, чтобы и вы полностью могли в службе участвовать, и ребенок, который не готов полностью участвовать в этой службе. Вы его тащили, неволили, принуждали, невольник не богомольник. Здесь как раз должна быть… ну и потом конечно очень важно как-то настраивать ребенка, заранее, может быть всю неделю потихонечку напоминать, что у нас будет праздник в воскресенье, попозже уже может быть говорить и об Евангелии, и какую-то картину показать, или как-то уже собеседовать. И само ожидание этого праздника посещения дома Божьего, уже всю неделю, оно будет естественно выливаться в такое действительно торжество. Семейное торжество.

А.Митрофанова

Бывают случаи, когда детям не хочется идти в храм, воскресенье – надо поспать, да, а тут поднимают, еще и без завтрака и куда-то тащат, и это все – не пойду, не хочу, идите без меня и прочее. И ну как бывает, родители: «Ну что, мы же идем в храм, нужно обязательно», – и начинают ребенка собирать против его воли. То есть, тут с одной стороны да, что пойти на поводу воле ребенка – это значит оставить его без того, что так дорого родителям. С другой стороны, какая у ребенка будет, какое воспоминание будет об этом моменте – это же, вот его против воли притащили туда, куда он не хотел и это туда, куда он не хотел – это та самая церковь.

К.Ященко

Знаете что, я бы все эти случаи обобщил бы таким выводом – самая большая трагедия всего воспитания и самая большая трагедия всех наших современных семей, что разрушен уклад семьи, разрушен уклад православного образа жизни в семье. Вот, этот уклад – это такой стержень, можно сказать некая кристаллическая решетка на которой держались наши семьи. Это были такие традиции, был определенный ритм, о входил прямо с самого начала, была какая-то традиция, что раз в месяц, или два раза в месяц мы посещаем храм, или по большим праздникам мы идем в храм. И все это было настолько естественно, также как сесть покушать, как очистить свое тело, мы же в определенное время делаем. Также и здесь – очистить свою душу в храме, от грязи, от пороков, от скверных мыслей, привести в мирное состояние свое сердце. Это ребенок очень быстро поглощает. Дети, они более толерантные, они более восприимчивы к Богу. И действительно, их капризы чаще всего связаны с тем, что они находятся в среде такой расцерковленной детей, или мы сами, у нас может быть такая внешняя церковность, обрядовость. Вот мы по обряду идем, а внутри то у нас ничего сильно не движет, у нас нет такой потребности, как мы, когда мы голодные – бежим покушать. А это же тоже такая духовная трапеза.

К.Мацан

Вообще замыкается на родителях, на их состоянии.

А.Митрофанова

Да, то есть, когда есть такой внутренний голод по любви, по Божьей любви у родителей, они совершенно искренне идут, бегут, а не выполняют некую повинность, или обязательную часть программы по воскресеньям.

К.Ященко

А дети, как обезьянки, они подражают.

А.Митрофанова

Ну, они же сканируют все – не только внешнее, но и внутреннее состояние.

 

К.Мацан

Игумен Киприан Ященко – кандидат педагогических наук, заведующий Педагогическим кабинетом Московской духовной академии сегодня в гостях в программе «Светлый вечер». Отец Киприан, у меня в руках книжка Ваша, Вашего авторства под названием «Православное воспитание». Я вот открываю ее на главе под названием «Под сенью материнской любви» и первая фраза этой главы: «В первые три года жизни закладывается 90% всего психического склада ребенка». Та тема, которая сегодня у нас уже возникала в более жесткой формулировке – после трех уже поздно.

А.Митрофанова

Если я не ошибаюсь, эта формулировка принадлежит основателю компании Сони, который тоже написал книжку по педагогике, она как раз… есть такая серия «После трех уже поздно», он исходит из того, что… тоже указывая на то, что 90% внутреннего личностного развития ребенка – это то, что закладывается в него до этого возраста.

К.Мацан

Да, его зовут Масару Ибука – японское имя, сложно выговариваемое. И фраза «после трех уже поздно» – это русский вариант названия, русский перевод его книги о воспитании, ставшей бестселлером. Но вот смотрите, что интересно…

А.Митрофанова

Я ее сейчас читаю как раз.

К.Мацан

Я тоже ее читал, я думаю, что многие родители, если не все ее читали. Вот эта формулировка «после трех уже поздно», на самом деле такая несколько минорная. То есть, вашему ребенку три – все, поезд ушел.

А.Митрофанова

Все пропало.

К.Мацан

Уже не исправишь. Отец Киприан, все-таки, исправишь ли?

К.Ященко

Если все-таки говорить о блаженствах Паисия, то не поздно. Просто начинается другой процесс, если до трех лет – это чистый процесс воспитания, когда ребенок не критично воспринимает все, что идет от родителей, от их авторитета. То после трех лет начинает процесс перевоспитания. То, что в него уже вложено…

А.Митрофанова

Где наломали дров, там приходится разгребать.

К.Ященко

Ну, одним из самых конечно главных, как говорят психологи, новообразованием в этом возрасте является то, что ребенок испытал чувство любви от матери, ну и от отца тоже. И он имел опыт ответной такой любви. Если такого опыта любви не произошло, то можно сказать – это душевный и духовный инвалид на всю жизнь. И очень трудно исправить, такой есть термин госпитализма, когда они действительно ущербные в любви в детстве, они потом… Вот мы часто видим, очень жестокие люди, какие-то преступники, вообще какие-то люди, которые не могут любить никак.

К.Мацан

Вот смотрите, мы понятное дело, что в разговоре о воспитании детей без слова «любовь» обойтись не можем. При этом слово такое замыленное, затертое и в общем-то, мой вопрос, как это проявляется, как должна проявляться любовь, он может быть даже глуповатый такой – у всех по-разному, с другой стороны, а все-таки, можем ли мы какое-то обобщение здесь сделать, просто родителю быть рядом, просто гулять, играть, кормить – это любовь, это то, о чем Вы говорите, или нужно какое-то особое эмоциональное состояние здесь, какая-то пылкость?

К.Ященко

Любовь всегда жертва, родителю приходится жертвовать. Вы спрашивали, в храм – да, пожертвовать собой, это тоже вид любви. И когда грудной ребеночек, конечно мать жертвует и своим сном, и своими интересами. Действительно, она полностью обслуживает только ребенка, вся сосредоточена на нем. Но есть другая сторона любви, Вы правы, что действительно очень много капризных детей вырастает, если эта любовь не имеет границ.

А.Митрофанова

Если из ребенка сделали домашнего идола и начали ему поклоняться.

К.Ященко

Вот здесь тонкость какая, маленький ребенок только родился и вот он начинает кричать и все вокруг него бегают.

А.Митрофанова

Бабушки, дедушки, мама, папа – все. Еще и няня.

К.Ященко

И что бы такое сделать, чтобы он перестал кричать – и уже у маленького, еще не имеющего сознания полного ребенка возникает такое четкое понимание, что я могу управлять всеми этими взрослыми вокруг меня, и стоит мне только закричать они мне здесь все будут исполнять.

А.Митрофанова

Ну да, манипулятор маленький, да.

К.Ященко

И вот это корень, корень в котором воспитывается уже эгоизм, воспитывается гордыня в человеке и она закладывается в нем.

К.Мацан

И где грань – страшный вопрос всегда возникает в такой ситуации.

К.Ященко

Вот меня поражает, что у святых отцов, у отшельников даже, есть такие трактаты о пеленании маленьких детей.

А.Митрофанова

У отшельников, у них был опыт пеленания младенцев?

К.Ященко

Вот у них не было опыта, но они это воспринимали, как духовное средство, которое помогает ребенку действительно испытать смирение. Это не значит, что его запеленать и не распеленовывать, а степень свободы ребенка в движениях должна соответствовать степени его возрастания. И степени его нравственного совершенствования. Вот такие, мы уж говорим про первые три года, здесь особая любовь проявляется, но эта любовь имеет свои границы. Также вот, как Господь в Раю сделал… вообще педагогика начинается с ограничения. У Господа в Раю было древо добра и зла, которого не мог касаться ни Адам, ни Ева, а все остальное они могли делать. Причем интересно, что у Исаака Сирина есть в трактате такое подробное описание, что плоды на древе добра и зла были такие же, как на соседнем дереве, такого же цвета, такого же размера, вкуса – не было никакого смысла пробовать.

А.Митрофанова

Но был соблазн.

К.Ященко

Это было чисто символическое. Вот такие символические ограничения – это и суть всего воспитания.

А.Митрофанова

Мудрость педагогики Господа Бога в этом смысле в том, что Он запретил есть плоды от древа познания добра и зла своим детям, но не установил никаких существенных ограничений для того, чтобы они не смогли этого сделать. Не обнес это дерево высокой стеной, колючей проволоки там не было, никакие ангелы с мечами не стояли на страже у этого дерева, то есть, если вы хотите – доверие такое, уважение свободы человека – если вы хотите, пожалуйста, вы можете подойти и съесть, вам никто не помешает. Но знайте, Я вас предупредил, что делать этого не нужно, а дальше ваша свобода выбора. Вот это безграничное доверие свободе человека, оно и привело к той самой катастрофе, последствия которой мы все здесь на земле пожинаем, с одной стороны, но с другой стороны именно это и дает человеку оставаться тем, кто он есть, а не обезьянкой говорящей. Который растет самостоятельно, набивает свои шишки, потом их преодолевает.

К.Ященко

Договор был суровый, нарушение заповеди вело к смерти, а не нарушение – к совершенству полнейшему, достигнуть полного совершенства. Так вот примерно вся педагогика она и у нас также строится, это пример Бога мы можем применить у себя в семье всегда. То есть, всегда ограничений для ребенка должно быть немного, мы не должны говорить нет-нет-нет, блаженны те, кто не говорят нет, все возможно, но должно быть ограничено. Например, Феофан Затворник вот так советовал родителям: ты можешь играть сколько угодно, но вот в этом углу комнаты, или вот в этой комнате играй, а сюда на кухню с игрушками не приходи. Или вот ты играешь, допустим, до обеда, а после обеда твоя игра прекращается. То есть, должно быть некое ограничение во времени, в пространстве, в каком-то все-таки в роде занятий ребенка. И когда он привыкает к тому, что это нельзя, а это можно, у него есть различение, тогда действительно у ребенка возникает слышание родителей. Вот святые отцы так говорят, если ребенок не слышит родителей, не слушается их – он не может слушать Бога. Если видимых родителей не слушается, то и невидимого Создателя не может. Пятая заповедь как гласит – чти отца своего и мать…

А.Митрофанова

И продлятся дни твои на земле.

К.Ященко

Долго и в благоденствии выжить на земле. Продляются дни и еще главное в благоденствии – счастливо будешь жить на земле. И за это дается особая благодать для детей, и до трех лет и далее, особая благодать дается лишь за то, что они… вот смотрите, интересно, Господь говорит: не люби своих родителей…

А.Митрофанова

А, чти.

К.Ященко

Да, почитай, с почтением относись.

К.Мацан

А что это значит такое разграничение?

А.Митрофанова

И почему собственно говоря, не люби, а именно чти?

К.Ященко

Ну, достаточно с почтением, даже если родитель заблуждается, даже если он не прав, но мы с почтением хорошо бы выполнили это, или с почтением хоть выслушали. Или не отвечали ему без почтения, без уважения. Вот это почитание старших, оно является корнем нашего благоденствия, жизни на земле. И эта основа благодати Божьей, которая дает силы, особые духовные силы всякому ребенку. И конечно это тяжкое наказание для родителей – дети, которые не послушные.

А.Митрофанова

Также, как и детям бывает непросто любить и чтить родителей, которые проявили себя по отношению к ним каким-то недолжным образом. Дети в детском доме, например, я думаю, очень… как это сказать, ущемлены в этом смысле.

К.Ященко

Вы знаете что, мне много раз приходилось быть в детском доме, говорить с детьми, вы знаете, что для них самое дорогое?

А.Митрофанова

Родители, какие бы они ни были – это парадокс, да.

К.Ященко

Какой бы образ жизни они падший не вели, они все равно, их невозможно переубедить, это для них самое все-таки святое. Для них удивительно, если почитание своих родителей…

К.Мацан

Я вспоминаю такое знаете, читал шутку, что если бы кто-нибудь написал книгу под названием «Как воспитать своего ребенка без подкупа и шантажа» – это была бы очень короткая книга, в ней было бы одно слово – никак. Вот мне кажется, мы сегодня всей нашей программой опровергаем эту остроту, потому что…

А.Митрофанова

Я думала ты скажешь: в ней было бы одно слово – любить.

К.Мацан

А вот я шутку пересказал такой, какой я ее читал. И я думаю, что ты очень хорошо сформулировала, что да, мы сегодня всей нашей беседой как раз-таки постарались дать свой рецепт, как воспитать своего ребенка без крайностей.

К.Ященко

Вот мы говорили о счастливой жизни, счастливы говорят в миру живущие в хрустальных дворцах и имеющие все удобства, однако блаженны, сумевшие сделать свою жизнь простой, освободиться от петли этого мирского прогресса, с множеством удобств, а на самом деле неудобств и избавиться от ужасного душевного беспокойства нашего времени. Паисий Святогорец.

А.Митрофанова

Спасибо!

К.Мацан

А у нас в гостях был игумен Киприан Ященко – знаток творчества и трудов старца Паисия Святогорца и кандидат педагогических наук, заведующий Педагогическим кабинетом Московской духовной академии. Спасибо огромное, отец Киприан за беседу. Тема безграничная, надеюсь, что мы ее сегодня по контуру обошли. Я лично как родитель что-то интересное и важное для себя безусловно услышал. В студии были Алла Митрофанова и Константин Мацан. «Светлый вечер». Спасибо, до свидания!

А.Митрофанова

До свидания!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (8 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...