Евангельская история о дарах, которые принесли волхвы Младенцу Христу, давно стала хрестоматийной, она отражена в картинах и воспета в стихах. Но многие ли знают о том, как выглядели эти подарки, что они означали, что стало с ними в дальнейшем? Попробуем разобраться.
Известно, что восточные мудрецы принесли в Рождественскую пещеру золото, ладан и смирну. Такой набор подарков для Новорождённого Мессии не был случайностью, в нём волхвы выразили своё отношение к Нему. Золото – символ царской власти. Ладан – ароматическая смола, воскуряемая на богослужениях - дар Христу, как Сыну Божьему. А смирна, драгоценное благовонное масло, используемое в древности при погребении, преподнесено Младенцу как пророческий знак, что Ему предстоит принять смерть - и это скорбное событие станет наиважнейшим для всего человечества.
Дары волхвов Богородица бережно хранила всю жизнь, а перед самым своим Успением передала их Иерусалимской церкви. В дальнейшем золото, ладан и смирну перенесли в Константинополь, и они на протяжении десяти столетий оставались одной из главных святынь Византии. Когда Царьград захватили турки, сокровище оказалось в руках султана Мурада Второго. Спасти реликвию смогла жена султана Мария. Будучи дочерью сербского князя Георгия Бранковича, она и после замужества оставалась христианкой. Мария вывезла святыню на гору Афон и передала в монастырь святого Павла – тот самый, в судьбе которого принимал деятельное участие её отец.
Удивительные подарки восточных мудрецов и поныне хранятся в сокровищнице этой обители. Здесь можно увидеть то самое золото, что несли в Рождественской ночи верблюды, шествуя навстречу необычной звезде. Это миниатюрные пластинки различной формы с тончайшим филигранным рисунком – всего их сохранилось 28 штук. Ладан и смирну некогда смешали, полученный состав скатали в семьдесят шариков величиной с лесной орех. И сегодня они благоухают так же, как две тысячи с лишним лет назад.
Дары хранят в нескольких сундучках – ковчегах. Если на богослужении в монастыре присутствуют гости, то золото, ладан и смирну непременно выносят для поклонения паломникам, и по церкви разливается необычайный аромат.
Монастырь прижимается к скале у западного подножия горы Афон на высоте сто пятьдесят метров над морем. С обеих сторон обитель окружают бурные реки, несущиеся с горы – это затрудняет доступ к ней. Зато у монастыря есть своя пристань, к которой ведёт удобная дорога. А если иноки будут заранее извещены о том, вы приедете, они непременно встретят вас и помогут добраться до места. Здесь очень внимательно относятся к паломникам.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема