Знаете, что больше всего удивило меня в Париже. За десять дней я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь в метро уступил место пожилому человеку. А бабушек и дедушек в парижском метро не меньше, чем в московском. Я спросил у своих парижских друзей, почему так происходит. И они ответили, что здесь и вправду не принято уступать места в метро. И объяснили почему.
Дело в том, что старики во Франции — это не наши российские забитые жизнью пенсионеры со смешными пенсиями и очередями к не самым приветливым врачам в районных поликлиниках. Французских пенсионеров даже по внешнему виду трудно назвать теми, кому всю жизнь тяжело жилось и теперь живется тяжелее других. Нет… Бабушки и дедушки современно одеваются, нормально и здорово питаются, их хорошо лечат и они могут позволить себе достаточно отдыхать.
Мне совсем не хочется рассуждать о социально-экономической ситуации во Франции и в России, не хочется ныть и причитать, что, мол, у них там, в Европах, трава зеленее и воздух чище, а вот у нас… — и дальше стандартный список претензий большинства граждан к руководству страны. Мне в этом во всем интересно совсем другое.
Как часто мы ставим себе в заслугу привычку уступать место в метро. Предложил бабушке или беременной женщине сесть — и сразу самооценка ощутимо подросла: мол, вот какой я воспитанный. Или даже: «вот какой нравственный». Но оказывается, есть на карте мира места, где эта, казалось бы, добродетель — неактуальна, неприменима. Вопросы повседневного отношения к старикам за тебя решило государство — и получается, что теперь планка, от которой начинается шкала твоего морального уровня, располагается где-то выше. Уже недостаточно мелких поступков — нужно делать что-то большое. Уже нельзя просто уступать место в метро — и на основе этого считать себя хорошим человеком. Придется делать что-то по-настоящему хорошее — а это требует усилий и подлинной жертвенности.
А ведь как было удобно — просто уступать место в метро, и успокаивать этим свою совесть.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.