Я люблю поспать. Я сова. И вся моя жизнь устроена так, что я могу себе это позволить. Рабочий день у меня ненормированный. Так что на работу я прихожу поздно и поздно возвращаюсь домой. Я поздно завтракаю и поздно обедаю. В Москве, для таких как я, все устроено удобно: магазины работают круглосуточно, даже музеи открыты ночью. Пробок на дорогах ни в полдень, ни в полночь уже нет.
Единственное, что не вписывается в мой совиный график - это воскресная литургия. В храме, куда я хожу последние десять лет, служат две литургии. Раннюю в 6.30 и “позднюю” в 8.30. Обе, как вы понимаете, начинаются в то время, в которое я, спросонья, не помню даже кто я и как меня зовут. И тем более не могу молиться и переживать происходящее в храме таинство. Это доставляет мне очень много неудобств.
Как бы рано я не легла спать, воскресным утром я подпираю стену в храме и думаю о том, как бы мне скорее вернуться домой и поспать еще пару-тройку часиков. Кратковременное спасение приходит, как ни странно, великим постом. В некоторых храмах служат вечернюю литургию Преждеосвященных Даров, где можно, предварительно выспавшись, помолиться Богу.
В общем. Я решила бороться. Каждый год в нашем храме проходят приходские собрания. Все кто считает себя членами общины собираются вместе, чтобы обсудить самые разные вопросы. От богослужебных - хорошо ли поет хор, понятно ли читает чтец - до хозяйственных и даже философских. Выступать можно всем. Я поднялась с места, описала ситуацию. Предложила ввести действительно позднюю литургию. В 10 утра. Как, кстати, служат во многих храмах и даже монастырях.
Вопрос подняли на голосование. Но, к моему огромному удивлению и огорчению, никто его не поддержал. Ни одна живая душа. И что им всем не спится на выходных?! Короче говоря, несколько лет подряд я повторяла свои попытки, но все было безрезультатно. Тогда я решила, что к собранию нужно подготовиться.
И вот, в этом году, за пару месяцев до очередного голосования я начала кампанию “поздняя литургия”. Рассказывала друзьям-прихожанам, что вот, в Оптиной например, служат в 10. А почему бы нам не ввести такой же порядок? Я вставала рано, ходила на все службы и убеждала со всей силой, на которою была способна. Так что в день собрания, когда настоятель стал зачитывать повестку, я была уверена в нашей победе. Мне казалось, что кворум собран, я нашла единомышленников и мы сломаем систему.
Но, что вы думаете? Снова ни одного голоса за позднюю службу! Ни одного. Оказалось, что все те, кого я с таким воодушевлением агитировала за совиный образ жизни… да-да… проспали собрание! Вот такая печальная история. Положительного в ней лишь то, что пока я занималась агитацией, я привыкла и даже как-то полюбила ходить на ранние службы.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди