О Благовещении Пресвятой Богородицы нам известно от евангелиста Луки.
Но в Священном Писании ничего не говорится о том, что было до обручения Девы Марии и Иосифа. Почему они вообще оказались вместе?
Вот как повествует об этом Церковное предание.
По распространённому обычаю, Мария с трёх лет воспитывалась при Иерусалимском храме. Но по достижении совершеннолетия все девушки покидали Храм и возвращались к родителям, либо выходили замуж. Других вариантов не было. В то время женщины были лишены юридической самостоятельности, их судьбу решал либо отец, либо муж. Мария к тому времени осиротела. Но Она не видела своего предназначения в браке и семье. Единственным смыслом жизни для Неё было служение Господу.
Непросто представить эту устремлённость и цельность Пресвятой Девы. Сравнить её с преданностью науке или профессии? Нет, не то. В Деве Марии не было ни тени самолюбования, гордыни, честолюбия, эгоизма. Наиболее близкая ассоциация - это погружённость любящей матери в ребёнка. Но и мать может раздражённо оттолкнуть дитя, когда она устала, а малыш особенно раскапризничался.
Дева Мария стремилась всей жизнью и всем своим существом служить Господу. По выражению Афанасия Великого - стать скрижалью, "на которой Писарь пишет, что угодно Ему".
Она дала обет, что останется навсегда девой. Это не было распространённой практикой, женских монастырей ещё не существовало. Поэтому священники решили поручить Марию заботам дальнего родственника, Иосифа. Чтобы соблюсти букву закона, необходимо было заключить брак. Но сначала состоялось обручение.
Евангелист Лука подробно описал то, что случилось дальше. Однажды перед Девой Марией явился архангел Гавриил и приветствовал Её словами: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами".
Лука отмечает, что Мария "смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие".
"И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога,
и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца".
Это были удивительные слова. Вряд ли Дева Мария думала, что Её решение и потребность служить Господу потребуют от Неё что-то подобное. Она дала обет девства, а оказалось, что Божественный промысл о Ней - это рождение ребёнка!.. Но архангел открыл Ей тайну:
"Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим".
И Дева Мария дала своё согласие: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".
Богословы подчёркивают - воплощение Сына Божия не состоялось бы без решимости, доброй воли и силы веры Пресвятой Девы.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.