Русская иконопись начала зарождаться сразу же после Крещения Руси. Писанию икон суждено было прославиться как искусству, вокруг которого и образовалась русская культура. Первые иконы, появившиеся на Руси, были византийскими. Из города Корсунь их привез князь Владимир. И он, и его преемники приглашали иконописцев, чтобы писать православные сюжеты уже на русской земле, а главное — научить этому искусству и наших мастеров. В тринадцатом веке Хан Батый разорил страну. Ужасные события отразились на всей жизни русского народа. В пламени пожаров гибли и люди, и иконы, о которых столь тщательно заботились священники и монахи. Восстанавливать убранство церквей снова приглашали греческих мастеров. Но уже достаточно на русской земле было и своих духовных художников. Наступали времена расцвета русской иконописи...
...Московское княжество, год 1408-й от Рождества Христова...
После смерти митрополита Киевского и всея Руси Киприана два года пустовал престол русской поместной Церкви. Слухи о том, кто теперь его займет, ходили разные. Наконец, стало известно — новым митрополитом стал греческий священнослужи́тель по имени Фотий. К его приезду готовились во всех городах и селах. Успенский собор города Владимира ради такого события решили заново расписать фресками. Поручение было дано монахам из Спасо-Андрониковой обители. Один из них — Андрей Рублев — всего три года назад был младшим иконописцем в работах над Благовещенским собором Московского Кремля. Тогда сам Феофан Грек руководил росписью фресок и скромным мастером Андреем остался доволен. После того, как Андрей закончил расписывать собор во Владимире, все восхитились красотой и величием фресок. Чудесные краски отличали композиции на сводах храма. Всякого входящего в собор охватывало чувство благоговения. А еще через несколько лет Андрей написал икону, которая и по сей день считается самой выдающейся и значимой на Руси. Имя ей «Святая Троица». Простота изображения Троицы удивительным образом сочетается с вечной и неземной мудростью во взглядах ангелов, а композиция иконы поражает своей точностью, и глубиной смысла. Как же Андрею это удалось? Все дело в том, что Андрей Рублев был не просто хорошим художником, но глубоко верующим монахом. В поисках Божьего откровения преподобный Андрей погружался в себя, верный словам Христовым: «Царствие Божье внутри нас». Бывало, он днями и неделями ничего не говорил, и все братья замечали, что Андрей словно бы и не присутствует среди них. Так выражалось его затворничество.
Летописцы называют иконы Андрея благодатными — ведь рукой святого художника управлял сам Господь. До наших времен дошли лишь немногие из них. Известен цикл икон Успенского собора во Владимире, среди которых образа архангелов и Богоматери, святых Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста и Андрея Первозванного. Его кисти принадлежит и удивительная икона «Спас». Время не позволило живописи хорошо сохраниться, осталась только часть лица Спасителя, но и через века на нас обращен его мудрый, величественный взор, полный любви и сострадания. До сих пор Андрей Рублев почитается как скромный святой, через свои прекрасные иконы открывший миру Божью истину.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.