Русское купечество умело не только торговать. Оно строило и развивало города. Благоустраивало их. И часто делало всё это бескорыстно. Алексей Леонтьевич Кекин вписал своё имя в летопись Ростова. Предпринимателя и благотворителя даже называли человеком, который усыновил весь Ростов.
Он был для Алексея родным городом. Купцы Кекины жили в нём веками и по выражению самого Алексея Леонтьевича никакого добра жителям не делали. Напротив, многих разорили. Видимо, желая расплатиться за жадность предков, Алексей Леонтьевич, с 16-ти лет проживавший в Петербурге, всё своё состояние оставил не столице Российской империи, а Ростову.
Но начал Кекин свою благотворительную деятельность всё же в Петербурге. Отец Алексея, занимавшийся торговлей хлебом, отправил туда сына расширять дела фирмы. Кекин-младший быстро преуспел. Жизнь в столичном городе и большие деньги не испортили молодого человека. Напротив, он экономил как мог, отказывая себе во многом. Работал, учился, за три года овладел французским, английским и немецким языками. В Петербурге Кекин женился и стал отцом двух сыновей.
Сумев заработать за короткое время приличное состояние, Алексей Леонтьевич оставался кристально чистым и порядочным человеком. В коммерции, как тогда говорили, «он держался прямых и честных правил». А деньги вкладывал в недвижимость и активно занимался благотворительностью. Алексей Леонтьевич купил на Васильевском острове три дома и устроил в них приюты для бедных людей. Открыл бесплатную столовую и церковь Святого Леонтия.
В 38 лет Кекин овдовел. Рядом с кладбищем, где он похоронил жену, Алексей Леонтьевич построил ещё один приют. В городе о Кекине заговорили как о щедром благотворителе. Его наперебой приглашали в различные общественные организации. Алексей Леонтьевич стал попечителем нескольких богоугодных и учебных заведений. И был награждён двумя орденами за «благотворительное усердие».
Младший сын Алексея Леонтьевича умер ещё в младенчестве. Старший закончил гимназию и поступил в университет. Отец мечтал, что сын тоже займётся благотворительной работой, но все мечты рухнули в одночасье. Юноша умер от болезни сердца в 20 лет. Алексей Леонтьевич не мог оправиться от такого удара судьбы. В его душе произошёл настоящий переворот. Спустя месяц после похорон, Кекин написал завещание, по которому всё его имущество отходило Ростову и уехал в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Вернувшись, Кекин стал работать ещё больше. Он открыл в Ростове льняную фабрику, а при ней приют и школу. Фабрика не приносила дохода, но Алексей Леонтьевич её не закрывал, чтобы не лишать трёхсот работников зарплаты. Потом Кекин провёл в городе водопровод, который работает до сих пор. А когда в Ростове стали восстанавливать Кремль и церковь Иоанна Богослова, Алексей Леонтьевич вложил в реставрацию большие деньги. Он подарил Публичной библиотеке книги из своего личного собрания. Построил храм на родовом кладбище под Ростовом. Готовил проекты строительства гимназии и университета. И, как в молодости, экономил на себе. Зато не жалел денег для своих родственников. Не отказывал в материальной помощи даже совсем незнакомым людям.
После смерти Кекина Ростов получил всё имущество благотворителя: его дома, поместья, земли, леса, фирму и денежный капитал. Завещание Алексея Леонтьевича потрясло ростовчан. Гимназия, о которой он так мечтал, была построена. И стала одной из лучших в России. Носила она имя почётного гражданина города Ростова Алексея Леонтьевича Кекина.
Он ничего не умел делать наполовину. А ведь жизнь была к нему так сурова. Казалось, на одну удачу приходилось вдвое больше потерь. Но Кекин смог остаться удивительно добрым человеком, бесконечно любящим людей.
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых
Взгляд с иконы. Наталья Сазонова
Как-то я проводила урок в воскресной школе. Подросток лет 15-16-ти спросил:
«А как вы пришли к Богу»?
Стала рассказывать.
В то время мне тоже было 16. Росла я в самой обыкновенной советской семье. Крещённых среди нас не было. Однажды мама сказала нам с сестрой: «Девочки, надо креститься. В выходные мы поедем загород. На разговор к одному батюшке». Вот это было неожиданно!
«А ты же сама не крещённая. Ты что, в Бога веришь?» — спросили мы маму. И тут выяснилось, что мама уже год, как крестилась, верит в Бога и ходит в храм. Она была строгая, а мы послушные. Да и что, я-подросток, могла сказать против? Разве только: «Почему, если Бог есть, то не защищал крестьян от помещиков?» Очень я переживала об этом. Сейчас уже не помню, что ответила мне тогда мама. Но через неделю мы отправились в далёкий от Москвы приход. В то время, в середине 80-х крещение в Москве было нежелательным. Могли начаться проблемы с органами.
Итак, все вместе, поехали на встречу с батюшкой. Дорога длинная. Времени подумать много. Окончательного согласия креститься я ещё не дала. В электричке всё переживала: «А кто такой этот батюшка и что мне ему говорить? А как всё будет проходить и зачем я вообще согласилась поехать? Да ещё в такую даль! А точно Бог есть? И наконец: А верю ли я в Него? И честно самой себе: Я не знаю, есть ли Он, чтобы верить в Него. Нет! Я не верю». Но что-то подсказывало мне сделать этот шаг. Шаг навстречу...
И вот мы на месте. Тот вечер помню хорошо. Батюшка ждал нас в своей сторожке. Звали его отец Дмитрий Дудко. Это потом я узнала, что жил он в Москве, а служил очень далеко от дома. Так и ездил по 4 часа в один конец. За проповеди власти перевели его на приход подальше от Столицы. Проповедовать священнику в советское время строго запрещалась.
Тогда я увидела перед собой человека небольшого роста. К шестидесяти, совсем седого. Он встретил нас приветливо, как будто знал давно. Усадил с собой за стол поужинать. Стали знакомиться. После ужина, с каждой из нас по отдельности беседовал в своем кабинете.
Подошла моя очередь. Вошла. Волнуюсь. Первое, что вижу — икона. Большая, в старинном киоте. Теперь уже знаю, это был Спас Нерукотворный. Перед иконой горят свечи. В комнате пахнет воском. Батюшкин голос: «Наташенька, ты уже взрослая. А взрослые люди перед крещением должны покаяться в своих грехах перед Богом». Сказал и посмотрел на ту икону. Я тоже посмотрела на Того, Кто на ней изображён, потом на батюшку... и вдруг увидела один и тот же взгляд! Взгляд полный любви. Этот взгляд располагал к доверию. «Покаяться в грехах»- прозвучало в голове. И я вдруг впервые осознала, что хочу доверить всё, что было на совести, Богу.
Батюшка выслушал мою исповедь. Первую, искреннюю. На следующий день мы с сестрой крестились.
Когда ехали домой, я уже не спрашивала себя, верю ли в Бога? Я точно знала, что верю. знала, что Он есть.
А на вопрос: как пришла к Богу, отвечаю просто. Это не я пришла к Нему. Это Бог пришёл ко мне! Просто надо сделать самому шаг навстречу.
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение