Будучи уже священником, мне удалось посетить подряд сразу несколько стран, в которых преобладает православное население. Был я в Греции, Грузии, затем в Румынии. В каждой из этих стран люди исповедают православное христианство на протяжении уже многих веков. За это время там сформировались самобытные церковные традиции.
Одну из них мне, как священнику, пришлось в прямом смысле на себе испытать. Речь идет, на первый взгляд, о довольно простой вещи — о приветствии, в моем случае - приветствии священника.
В России со священником принято здороваться следующим образом. Человек, желающий батюшку поприветствовать, говорит ему: «Здравствуйте!» или, например, «Добрый день!» А затем, говоря «благословите», подходит ко священнику, складывая ладони лодочкой. Священник правой рукой изображает на подошедшем крестное знамение. Человек после этого благословляющую руку целует. Во время богослужения священник преподает благословение всем людям, стоящим в храме.
С одной стороны, русская традиция приветствовать священника полна благоговения. Смысл ее в следующем — священник олицетворяет собой Христа, и человек может через него получить Божие благословение. Но сами понимаете, даже к самой святой вещи можно привыкнуть.
Как часто мне приходится сталкиваться с таким явлением — человек хочет просто поздороваться. Но над ним как бы довлеет традиция. И он волей-неволей подходит, складывает руки лодочкой и просит благословения. Хотя оно ему вообще-то и не особо необходимо в данный момент.
Совершенно иная традиция приветствовать священника имеется в Греции и Румынии. Там принято различать приветствие и испрашивание благословения. Православные греки и румыны считают, что к благословению нужно подходить как-то более ответственно и просить его у священника только тогда, когда оно им действительно нужно — перед важным делом, поездкой, началом лечения.
В этих случаях они подходят ко священнику и просят у него благословения. Во всех прочих случаях православные греки и румыны здороваются с батюшкой за руку. А после этого рукопожатия руку священника целуют.
Спросите — какая практика лучше? Отвечу так. Важна не форма, а смысл, который мы в наши действия вкладываем. Если мы действительно по-доброму, с уважением относимся ко священнику, то, собственно, не так уж и важно, как мы его поприветствуем. Наше доброе намерение, так или иначе, проступит через слова или действия.
Больше 2000 подопечных фонда «Провидение» уже обрели возможности видеть! Сейчас помощь нужна Даниилу
«Хотим поделиться радостными новостями о нашей подопечной Яне Чурашовой! С поддержкой добрых людей у нас получилось отправить девочку на операцию по исправлению сильного косоглазия. Она поможет сохранить и улучшить малышке зрение», — написали сотрудники фонда «Провидение» в социальных сетях.
Уже 6 лет фонд помогает сохранять зрение детям. Для этого он оплачивает лечение и операции. Благодаря такой поддержке больше 2000 подопечных обрели возможности видеть!
Маленькая Яна живёт в Самарской области. Она родилась с небольшими особенностями в развитии. В том числе у неё было сильнейшее косоглазие, которое ставило зрение под угрозу и мешало девочке нормально развиваться. Папа Яны искал любые возможности помочь ребёнку. Он воспитывает дочку один, поскольку мама недавно ушла из жизни.
Мужчина узнал, что улучшить зрение Яны способна дорогостоящая операция, которую проводят в одной из московских клиник. С надеждой на помощь в её оплате он обратился в благотворительный фонд «Провидение».
Яна уже получила необходимое лечение и сейчас восстанавливается. Теперь мир вокруг стал для девочки гораздо ярче!
Сейчас на такую же операцию необходимо попасть 7-летнему Даниилу Дьяченко из города Воронежа. Прочитать его историю и помочь можно на сайте фонда «Провидение», в разделе «Дети».
Также помочь Дане можно через СМС. Отправьте на номер 3443 слово «Взор» и любую сумму через пробел, например, «Взор 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Григорий Чернецов. «Вид Генисаретского озера»
— Простите, вы не знаете, как выйти на улицу? Я что-то немного заблудился. Первый раз в Дальневосточном художественном музее...
— Я тоже впервые. Путешествую по Дальнему Востоку. В Хабаровске всего лишь второй день. Но где выход я знаю — в соседнем холле.
— Спасибо вам большое! А коллекция в музее замечательная, не правда ли? Даже уходить не хочется. Столько интересных работ!
— Мне особенно понравились пейзажи. Вот этот, например, какой красивый!
— Это, кстати, не просто пейзаж. Перед нами работа Григория Григорьевича Чернецова «Вид Генисаретского озера». Он написал её в 1844 году.
— На ней изображено большое голубое озеро среди гор... Впереди, на сухом пустынном берегу я вижу людей. Они сидят у больших камней-валунов. Здесь и женщины с младенцами, и мужчины, и старики. Все в каких-то древних одеяниях. Люди измождены, они устали.
— Да, это можно угадать по их позам. На этой картине мы видим евангельский сюжет. Здесь показано одно из чудес, совершённых Христом. Когда Он накормил пять тысяч паломников пятью хлебами и двумя рыбками.
— А на одном из больших камней, как я вижу, стоит сам Христос. Перед ним две корзины. В одной мы видим хлеб, а в другой — рыбу!
— Верно! И на картине мы видим тот самый момент, когда Сын Божий распростёр над корзинами руки, благословляя пищу. Вот как об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов».
— Генисаретское озеро... Интересно было бы узнать, а где оно находится?
— На северо-востоке современного Израиля, но в наше время имеет другое название — Тивериадское. В Священном Писании это озеро встречается ещё как Галилейское море. На его берегах Христос провёл большую часть Своего земного служения. Именно там рыбачили апостолы Пётр и Андрей, когда Господь призвал их на апостольское служение.
— Кстати, а где ученики Христа? Мы их видим на картине?
— Вероятнее всего, апостолы — это кто-то из мужчин, находящихся рядом со Христом. Но точно сказать мы не можем, потому что главная фигура композиции — это Сам Господь. И художник делает на этом акцент.
— Но при этом, обратите внимание, с какой детальной точностью создана работа. Как мастер прорисовал людей, их одежду, окружающую природу...
— Такой детальный, почти научный подход в сочетании с творческим переосмыслением — отличительная черта братьев Чернецовых. Григорий и его брат Никанор, который тоже был художником, много путешествовали. И из каждой поездки привозили заметки, наброски, эскизы, рисунки... А потом по ним создавали полноценные живописные полотна.
— Я тоже люблю путешествовать! А где братьям Чернецовым удалось побывать?
— На Кавказе, в Крыму, в Грузии, в Италии, в Турции. А ещё на Святой Земле. Оттуда они привезли несколько замечательных работ, некоторые из которых созданы художниками совместно.
— Думаю, братья были очень дружными...
— Да, всю жизнь работали вместе, поддерживали друг друга. Много и увлечённо трудились. Хотя при жизни их талант не был востребован. Они оба скончались в забвении и нищете. Зато оставили большое творческое наследие. И сегодня их работы по евангельским сюжетам, замечательные пейзажи, изображения монастырей и храмов хранятся в крупнейших музеях страны.
— А в каких музеях?
— Например, в Русском музее Петербурга или в Москве, в Третьяковской галерее, а ещё в Томске и Таганроге...
— Когда буду путешествовать по этим городам, обязательно найду работы двух талантливых и увлечённых художников — братьев Чернецовых.
Картина Григория Чернецова «Вид Генисаретского озера» находится в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске.
Все выпуски программы: Краски России
Быстрый на добро прохожий. Евгений Сулес
Шёл я как-то вечером по дороге к метро. Рядом шёл шумный гражданин. Мне показалось, он был, что называется, навеселе. Я стал сильно на него раздражаться: люблю тишину и не люблю громких людей. Хотя сам, ох как, могу быть громким.
У спуска в подземку стоялая женщину с большим чемоданом. И пока я соображал, помочь или нет, тот громкий мужчина, не задумываясь, схватил чемодан и быстро снёс его вниз. Я оказался медлителен на добро, а он — не очень трезвый, возможно, не ходящий в храм и, может быть, не бравший в руки Евангелие — быстр. В этот момент он поступил по-христиански, а я нет.
И так мне стало стыдно! Особенно за то, что я его успел осудить. Осудить успел, а добро сделать — нет.
Сколько раз обещал себе никого не осуждать. Не только по заповеди, но по простому житейскому знанию, что те, к кому мы вольно или невольно относимся с пренебрежением, в серьёзной или простой, как эта с чемоданом, ситуации, могут оказаться гораздо добрее, человечнее, честнее, смелее и далее по списку, чем я.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение