Звенигородский кремль - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Звенигородский кремль

* Поделиться

Успенский собор и деревянная церковь Вознесения Господня. 1899О чем звенит название этого городка? О том, что он, Звенигород, первым встречал вражеские набеги и набатом предупреждал Москву об опасности? А может быть, веселое журчание Москва-реки колокольчиками отозвалось в имени города?

Звенигород считают ровесником Москвы, хотя его древняя история затерялась во тьме веков и никак не отметили ее летописцы. Известно лишь, что центром древнего поселения был кремль, мощная цитадель на левом берегу реки. Это место звенигородцы называют Городком.

Сегодня Городок, старейший уголок Звенигорода - просто высокий холм с крутыми склонами. От древней крепости до наших дней сохранилась часть земляных валов. Лишь у подножия холма, как и много веков назад, течет Москва-река.

Венчает Городок Успенский собор. Издалека он почти не виден — его заслоняет вечнозеленый сосновый бор. Только взобравшись на холм можно разглядеть в конце улицы белокаменный храм. Его силуэт лаконичен и прост, в декоративном оформлении нет никакой перегруженности. Одиноко стоящий на высоком холме, собор производит сильнейшее впечатление.

Главная достопримечательность собора – фрески, которые, возможно, принадлежат кисти самого Андрея Рублева. Лучше всего роспись сохранилась на столпах – здесь ее долгое время скрывал высокий иконостас. «Дарование ангелом монашеского устава преподобному Пахомию», «Беседа преподобного Варлаама с его учеником индийским царевичем Иоасафом», Голгофские кресты – высокие, тонкие, гуашево-синие… Если автор этих росписей не Рублев, то можно предположить, что в его время на Руси работал еще один гениальный художник, имя которого ни разу не упомянул ни один историк. Ведь творческий почерк других известных мастеров - Феофана Грека, Прохора с Городца, Даниила Черного - был совершенно иным.

Собор Успения на Городке подарил нам также три великолепных иконы: Спас Вседержитель, Архангел Михаил, Апостол Павел. Они были обнаружены в 1918 году в дровяном сарае при церковной сторожке, а нынче украшают собрание Третьяковской галереи. И, видимо, прав художник Игорь Грабарь: «Их создателем мог быть только Рублев, только он овладел искусством подчинять единой гармонизующей воле все эти холодные, розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористически задачи, бывшие под силу лишь венецианцам, да и то сто с лишним лет спустя...»

Заберешься по лестнице на самую вершину холма – и застынешь потрясенный. Отсюда открывается вид такой поразительной красоты, что душа замирает. Становится понятно, почему в Звенигороде творили Саврасов, Левитан и Коровин. И как в этих переливах света, в игре зелени и сини черпал вдохновение сам Андрей Рублев.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем