Жили-были когда-то два царя, два двоюродных брата. Один владел царством на востоке, другой на западе. С юных лет, с тех пор, как воцарились на царство, они не встречались они между собой и редко получали друг от друга весточки. Восточный царь трёх сыновей растил, а западный царь был бездетным.
И вот однажды восточному царю пришло письмо от брата с просьбой прислать ему одного из своих двоих сыновей, чтобы тот мог унаследовать его царство.
— Я, отец, хочу наследовать трон дяди! — сказал старший сын.
Отправился царевич в дальний путь. Долго ехал он по лесам и равнинам, по холмам и пустыням, и встретил на своём пути мост из чистого золота.
«Надо бы мне отрезать от этого моста кусочек золота», — решил царевич.
Соскочил он с коня, достал саблю, отхватил от перил моста кусок золота и спрятал за пазуху.
Вдруг золотой мост, который был сделан с великой точностью, закачался и стал крениться в сторону. Откуда ни возьмись, появился старик — хозяин моста и сказал:
— Эй, добрый молодец, ты зачем мой мост ломаешь? Не одному тебе он нужен, а всем. Никогда теперь тебе не попасть в западное царство, поворачивай обратно.
Пришлось старшему царевичу домой возвратиться.
Тогда средний сын восточного царя вызвался унаследовать царство дяди и отправился в путь.
Долго ли, коротко ли, доскакал царевич до золотого моста, и прямо потерял голову от радости. Стал он отламывать от моста куски золота, прятать за пазуху и по карманам. Мост закачался и так наклонился, что, того и гляди, обрушится глубокую пропасть.
Появился хозяин моста и говорит:
— Зачем ты разоряешь мост вместо того, чтобы пройти по нему с благодарностью? Ты поломал мой мост, а другой дороги нет в западное царство.
Пришлось и среднему сыну домой возвратиться.
Настала очередь младшего сына отправиться на запад. Добрался он до крутого оврага, увидел золотой мост через пропасть и говорит:
— Доброе дело сделал тот, кто этот мост построил. Сколько путников могли бы оказаться на дне пропасти, не будь его в этом месте.
Переехал младший царевич через овраг на другую сторону, а навстречу ему — хозяин моста, он же — западный царь со словами:
— Добро пожаловать в моё царство-государство, дорогой племянник! Наконец-то я вижу, кому могу передать своё наследство. Ведь я нарочно велел построить перед въездом в западное царство этот золотой мост, по которому может проехать только человек честный, бескорыстный, и думающий о других.
Вот бы каждый правитель проходил такую проверку золотым мостом!
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



