
— А что говорить? Не знаю я своего имени. Может, его и не было у меня. Наверное, это неправдоподобно звучит, но я не обманываю!
— Интересно... Хм...
На самом деле, этого человека зовут профессор Рафал Вильчур. Он — известный хирург и светило польской медицины — становится главным героем фильма Ежи Гоффмана «Знахарь». По трагическим обстоятельствам врач, который, как говорят, сделал себе имя в науке, это самое имя забывает. Пережив нападение грабителей, главный герой теряет память. И оказывается брошен на обочине дороги, а вместе с тем и «на обочине жизни»: без денег, без документов и без малейшего знания о самом себе.
Пути Господни неисповедимы. И зажиточный «пан», которого мы видели в начале фильма в дорогом пиджаке и модной шляпе, превращается в простого длиннобородого рабочего. В его новом имени — Антоний Косима — слышится греческая приставка «anti», то есть «противоположный». Крестьянский быт главного героя и впрямь совсем не похож на былую жизнь профессора медицины. Но неизменным остаётся в его характере главное — это честное отношение к любой работе: неважно, тонкий ли скальпель у него в руках или грубый крестьянский топор.
Отличает Антония и желание быть полезным ближним и дальним. Именно оно помогает герою вновь обрести своё настоящее предназначение. Однажды труженик Косима знакомится с юношей, который физически болен. И не разум, но сердце подсказывает главному герою — он может и должен помочь:
— Больно? Ага, тебе повезло парень. Очень хорошо, что они ещё болят. У тебя кости неправильно срослись, придётся ещё одну операцию сделать, и ты будешь ходить. Вот, если бы ты пальцами не мог шевелить, тогда дело было бы плохо. А так... так всё в порядке.
— А откуда ты это знаешь?
— Откуда? Да просто знаю и всё!
Так, Антоний становится знахарем. И слава его о медицинском таланте разносится по всей округе. Дивятся люди не только мастерству врача, но и тому, что свою работу он выполняет бескорыстно. «А зачем мне деньги?», — недоумевает Антоний. И правда, его потребности так скудны, что знахарь почти и не думает о них.
Герой фильма Ежи Гоффмана относится к разряду людей, которые не размышляют много о своей вере, а просто живут по-христиански. В нём есть какая-то природная мудрость, рассудительность. Биография Антония напоминает жития праведников.
В одной из сцен мы узнаём, что он много путешествует по монастырям, чтобы поклониться святыням, почитает угодников Божьих. Но, как это часто бывает, на некоторые духовные вопросы нет ответов и у него:
— А чудеса тоже видел?
— Нет, но очень много о них слышал.
— И об исцелениях?
— Да, рассказывали.
— Икона-то католическая, что тут говорить...
— Не знаете, а людям другой веры она помогает? Ну, к примеру, православным?
— Этого не знаю, но я думаю, если человек хороший, обязательно должна помочь...
Как показывает сюжет фильма «Знахарь», главное — быть хорошим человеком. Нам часто кажется, что «начать жизнь с чистого листа» - значит в корне изменить привычное существование. Режиссёр же говорит нам, что личность формирует не место работы, окружение или социальный статус, а наши решения в трудных ситуациях.
Так, крестьянский быт проявляет в Антонии те качества, которые были скрыты за лоском богатой жизни пана профессора: жертвенность, сострадание, трудолюбие. И именно этот внутренний стержень помогает ему с ясным взглядом и радостью принимать свою судьбу, чтобы в конце получить заслуженное утешение. Уверен, что утешение получат и наши слушатели, если посмотрят киноленту «Знахарь» режиссёра Ежи Гоффмана.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











