Писательница-эмигрантка Зинаида Шаховская, на склоне лет вспоминая о своём браке с художником Святославом-Малевским-Малевичем, сказала: «Мы соединились и были счастливы по милости Божией». Тяготы жизни вдали от родины, скитания, война только укрепили любовь между супругами.
Зинаида и Святослав были детьми эмигрантов, во время Гражданской войны покинувших Россию и осевших в Париже. Зинаида училась на медсестру. Святослав завершал обучение в училище коммерции. Молодых людей в 1926 году в Париже познакомил общий приятель. Сначала Святослав показался девушке меланхоличным красавцем, сдержанным и холодным. А она ему — слишком самоуверенной. И всё же молодые люди быстро прониклись друг к другу взаимной симпатией. Спустя несколько дней после знакомства Зинаида уже получила от Святослава записку с приглашением на прогулку в Люксембургском саду. Они полюбили друг друга. И уже через три недели Святослав предложил Зинаиде руку и сердце. Зинаида ответила «да». «Серьёзные, взволнованные и счастливые, мы, словно помимо нашей воли, взяли на себя обязательство связать наши жизни», — вспоминала она. Зинаида и Святослав обвенчались 21 ноября 1926 года на Сергиевском подворье в Париже. Таинство совершал протоиерей Сергий Булгаков. После свадьбы супруги переехали в Брюссель.
Зинаида и Станислав были очень разными. Она — общительная, жизнерадостная, прагматичная. Он — замкнутый, склонный к пессимизму и одновременно мечтательный. Но различие в характерах не мешало их браку.
После свадьбы супруги оказались в тяжёлом положении: эмигрантам, да ещё и без опыта работы, трудоустроиться было нелегко, денег не хватало, перспектив никаких. В этот момент Святослав, который только закончил коммерческое училище, принял предложение отправиться представителем бельгийской фирмы в колониальное Конго. Эта полуторогодичная командировка в африканскую страну не только помогла супругам уйти от бедности. Непривычный климат и еда, опасные дикие звери и неизвестные европейцу болезни — совместное преодоление этих трудностей, по воспоминаниям Зинаиды, сблизило их со Святославом.
В 1930-е годы супруги стали активными участниками политической жизни Парижа, а когда началась война с Германией, без колебаний заняли антифашистскую позицию. Святослав сражался в ополчении, а Зинаида стала сестрой милосердия и участником французского сопротивления. Неведомыми путями супруги отправляли друг другу письма, но когда ополчение было эвакуировано в Великобританию, связь между ними прервалась. В этот момент Зинаида особенно сильно почувствовала, насколько важен для неё Святослав.
В 1942 году Зинаиде удалось выбраться в Великобританию, и с тех пор супруги больше не расставались. Она работала журналисткой, а затем редактором журнала «Русская мысль». Святослав после войны посвятил себя искусству, спустя годы он стал известным художником. Супруги помогали друг другу. Зинаида занималась организацией выставок картин мужа. А он выполнял обязанности администратора в журнале.
Зинаида и Святослав были счастливы. Единственное, о чём они скорбели, — отсутствие детей. Свою печаль они преодолевали совместной каждодневной молитвой. В одном из стихотворений Зинаиды, посвященных мужу, есть такие строки:
Тишиной я становлюсь,
Богу тишиной молюсь.
Отдыхаю, отдыхаю,
Тишина — дорога к раю.
После кончины Святослава Святославича в 1973 году Зинаида в своих молитвах продолжала общение с супругом. Она обращалась к Богу теперь и за себя, и за мужа, прося о том, чтобы в конце концов соединиться с ним в Небесном царстве.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема