Варлаам, сын богатых родителей, был хорошо образован, но всё же выбрал участь монаха и отшельника. Вместе с ним в Хутынскую пустынь ушли дети знатных новгородцев, братья Малашевичи – Порфирий и Фёдор. Они срубили себе кельи, сами возделывали землю, рубили дрова. Но не зря здешние места имели дурную славу. К кельям то приходили дикие звери, то мирские люди гнали их из обители. Но иноки устояли. И скоро в Хутынь, к отцу Варлааму, пошли люди за утешением и советами. Даже Новгородский князь Ярослав почитал преподобного за то, что отец Варлаам предсказал ему рождение сына.
Нередко отец Варлаам бывал в Новгороде. Он удивлял горожан не только мудростью и смирением, но и безграничным милосердием к людям, оступившимся, впавшим за свои преступления в немилость.
Стражник:
А ну посторонись, люди добрые. Берегись! Дай пройти!
Горожанин:
Глядите, стража вора на казнь тащит. Сейчас его в Волхове топить будут! Пойдём, поглядим.
Второй горожанин:
Да и поделом ему. Сколько людей погубил почём зря, тать окаянный.
Горожанин:
Точно! Эй ты, думал, убивать да грабить будешь, и не словят тебя?! Ан словили!
Второй горожанин:
Глянь-ка. Никак Отец Варлаам из пустыни в Новгород пожаловал. Чего это он вдруг…
Стражник:
А ну, расступись, дайте преподобному проехать!
Отче, проезжай. А то не ко времени ты…
Варлаам:
А ты не суди. Может, и ко времени. Стражник, скажи лучше, что у вас за веселье тут?
Стражник:
Да невелико веселье... Ведём осуждённого на казнь. На волховский мост.
Варлаам:
Признал ли этот человек свою вину?
Стражник:
А как же… Ну, чего молчишь, убивец? Чего слёзы льёшь? Повинись святому человеку. Ну!.. Эх, молчит чёрт окаянный.
Варлаам:
Что ж, коли глаза опустил - виноват. Не поспоришь... Новгородцы! Справедлив ваш гнев! Верю! Много беды и горя было вам от этого человека! А только смиренно прошу вас о милосердии – отдайте мне преступника. Вижу я в душе его раскаянье. Слово даю, что загладит он вину молитвами в обители нашей!
Горожанин:
Ох, ты!.. Отче, да чего ж ты перед народом на колени опустился! Встань! Не позорь нас, святой отец.
Второй горожанин:
Встань, Отец Варлаам! Сделаем, как скажешь. Забирай его! Коли так просишь.
Стражник:
Что ж, преподобный, раз народ решил, бери осуждённого. Теперь он и душой и телом в твоей воле.
Осуждённый на казнь оценил доброту отца Варлаама и усердно работал в монастыре. А позже принял постриг и стал праведным монахом.
Ещё же преподобный Варлаам был известен тем, что исцелял больных и даже воскрешал умерших. Однажды один праведный новгородец повёз к Варлааму своего единственного, тяжело больного сына, но мальчик скончался по дороге. Отец всё же добрался до монастыря с телом сына. Преподобный, увидев отчаянье родителя, помолился и ребёнок воскрес. Удалось преподобному вернуть жизнь рыбаку, который упал в воду с лодки. Его принесли в монастырь уже бездыханным.
Обладал отец Варлаам и даром прозорливости. Как-то архиепископ Новгородский Григорий пригласил преподобного побывать у него. Варлаам согласился и сказал, что приедет на санях. Архиепископ Григорий удивился словам монаха, ведь на дворе стояло лето. Но спустя несколько дней и, правда, выпал снег.
Умер преподобный Варлаам по летописным свидетельствам 6 ноября 1192 года. Но и после смерти обретённые мощи старца творили чудеса – исцеляли немощных, отводили от русских земель врагов, спасали от наводнений и засухи. И даже усмиряли гордыню. Однажды царь Иоанн Грозный при посещении Хутынской обители потребовал показать ему мощи отца Варлаама. Никто до того момента не смел открывать гроба святого старца. Отказали и царю. Но царь Иоанн в гневе повторил просьбу. Монахи покорились. Но едва начали поднимать каменную плиту, из гроба чудотворца вырвалось пламя, опалившее церковь. Царь со свитою в ужасе покинули монастырь.
Всё же и прежде и сейчас люди молятся перед мощами преподобного Варлаама со смирением и надеждой. И получают в ответ на свои просьбы утешение.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема