Варлаам, сын богатых родителей, был хорошо образован, но всё же выбрал участь монаха и отшельника. Вместе с ним в Хутынскую пустынь ушли дети знатных новгородцев, братья Малашевичи – Порфирий и Фёдор. Они срубили себе кельи, сами возделывали землю, рубили дрова. Но не зря здешние места имели дурную славу. К кельям то приходили дикие звери, то мирские люди гнали их из обители. Но иноки устояли. И скоро в Хутынь, к отцу Варлааму, пошли люди за утешением и советами. Даже Новгородский князь Ярослав почитал преподобного за то, что отец Варлаам предсказал ему рождение сына.
Нередко отец Варлаам бывал в Новгороде. Он удивлял горожан не только мудростью и смирением, но и безграничным милосердием к людям, оступившимся, впавшим за свои преступления в немилость.
Стражник:
А ну посторонись, люди добрые. Берегись! Дай пройти!
Горожанин:
Глядите, стража вора на казнь тащит. Сейчас его в Волхове топить будут! Пойдём, поглядим.
Второй горожанин:
Да и поделом ему. Сколько людей погубил почём зря, тать окаянный.
Горожанин:
Точно! Эй ты, думал, убивать да грабить будешь, и не словят тебя?! Ан словили!
Второй горожанин:
Глянь-ка. Никак Отец Варлаам из пустыни в Новгород пожаловал. Чего это он вдруг…
Стражник:
А ну, расступись, дайте преподобному проехать!
Отче, проезжай. А то не ко времени ты…
Варлаам:
А ты не суди. Может, и ко времени. Стражник, скажи лучше, что у вас за веселье тут?
Стражник:
Да невелико веселье... Ведём осуждённого на казнь. На волховский мост.
Варлаам:
Признал ли этот человек свою вину?
Стражник:
А как же… Ну, чего молчишь, убивец? Чего слёзы льёшь? Повинись святому человеку. Ну!.. Эх, молчит чёрт окаянный.
Варлаам:
Что ж, коли глаза опустил - виноват. Не поспоришь... Новгородцы! Справедлив ваш гнев! Верю! Много беды и горя было вам от этого человека! А только смиренно прошу вас о милосердии – отдайте мне преступника. Вижу я в душе его раскаянье. Слово даю, что загладит он вину молитвами в обители нашей!
Горожанин:
Ох, ты!.. Отче, да чего ж ты перед народом на колени опустился! Встань! Не позорь нас, святой отец.
Второй горожанин:
Встань, Отец Варлаам! Сделаем, как скажешь. Забирай его! Коли так просишь.
Стражник:
Что ж, преподобный, раз народ решил, бери осуждённого. Теперь он и душой и телом в твоей воле.
Осуждённый на казнь оценил доброту отца Варлаама и усердно работал в монастыре. А позже принял постриг и стал праведным монахом.
Ещё же преподобный Варлаам был известен тем, что исцелял больных и даже воскрешал умерших. Однажды один праведный новгородец повёз к Варлааму своего единственного, тяжело больного сына, но мальчик скончался по дороге. Отец всё же добрался до монастыря с телом сына. Преподобный, увидев отчаянье родителя, помолился и ребёнок воскрес. Удалось преподобному вернуть жизнь рыбаку, который упал в воду с лодки. Его принесли в монастырь уже бездыханным.
Обладал отец Варлаам и даром прозорливости. Как-то архиепископ Новгородский Григорий пригласил преподобного побывать у него. Варлаам согласился и сказал, что приедет на санях. Архиепископ Григорий удивился словам монаха, ведь на дворе стояло лето. Но спустя несколько дней и, правда, выпал снег.
Умер преподобный Варлаам по летописным свидетельствам 6 ноября 1192 года. Но и после смерти обретённые мощи старца творили чудеса – исцеляли немощных, отводили от русских земель врагов, спасали от наводнений и засухи. И даже усмиряли гордыню. Однажды царь Иоанн Грозный при посещении Хутынской обители потребовал показать ему мощи отца Варлаама. Никто до того момента не смел открывать гроба святого старца. Отказали и царю. Но царь Иоанн в гневе повторил просьбу. Монахи покорились. Но едва начали поднимать каменную плиту, из гроба чудотворца вырвалось пламя, опалившее церковь. Царь со свитою в ужасе покинули монастырь.
Всё же и прежде и сейчас люди молятся перед мощами преподобного Варлаама со смирением и надеждой. И получают в ответ на свои просьбы утешение.
Александр Пушкин. «Скупой рыцарь»: «Безумие греха»

Фото: PxHere
«Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"» Такими словами начинается тринадцатый псалом царя и пророка Давида. Вера в то, что Бога нет, лишает человека разума, и не только разума, но и простого здравомыслия.
Об этом трагедия «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича Пушкина. Её главный герой, Барон, посвятил жизнь золоту. Монеты, обагрённые кровью и облитые слезами, стекаются в его сундуки, и нет счастья для Барона выше, чем созерцать свои сокровища в подвале.
Но о чём мечтает Барон? О ещё бОльшем богатстве? О власти? О долголетии? Нет. Он мечтает ни много ни мало, как ... об аде.
... о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Целую вечность сидеть с ключами в подземелье — разве это не ад? А Барон, напротив, заявляет о своём желании волонтёром отправиться в преисподнюю. Вот это и есть подлинное безумие, о котором говорил пророк Давид. Сначала отрицается Бог, затем — и счастье, и бытие. Всё, что не вмещается в крохотный сундук. Желание Барона исполняется, он умирает в финале пьесы с криком: «Ключи, мои ключи».
Какой отблеск рая можно найти в этой пьесе? И есть ли он? Да, есть. Сын Барона, Альбер, велит слуге подать ему вина, присланного в подарок. А вина нет, слуга отнёс накануне больному кузнецу последнюю бутылку. Тут бы Альберу возмутиться — он и без того почти нищ, денег отец не давал, вина купить было не на что, приходилось дорожить тем, что подарили. Но Альбер, выслушав ответ слуги, только и говорит: «Да, помню, знаю. Так дай воды».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
14 октября. О Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ

12 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святой Троицы в селе Саввино в Егорьевском районе Московской области.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о Святом храме Божьем как о лечебнице человеческих душ.
Переходя в порог Храма Божьего, каждый из нас должен осознавать, что он пришёл в лечебницу, он пришёл в больницу, в ту самую больницу, где его ждут, кто от него не потребует ничего. Если есть возможность пожертвовать — пожертвуйте что-то, а нет возможностей, никто тебе даже об этом не напомнит. Потому что Храм Божий — это есть лечебница, освобождающая нас от наших внутренних недугов. А каждый человек таким недугом страдает.
А лекарством в этой больнице является наша молитва и таинства. В первую очередь, таинство Святой Евхаристии — это причащение Тела и Крови Господа и Спасителя нашего, которому предшествовать должна исповедь. Исповедь в наших грехах.
Почему? Да потому что в злохудожную душу, как говорит Слово Божие, не входит премудрость, и она не обитает в теле, повинном в грехе. Поэтому, если душа злохудожная, если грех не раскаян, если всё это не переосмыслено, то требовать от Господа помощи несправедливо.
Конечно, справедливость божественная — это не то, что человеческая справедливость. И Господь прощает нам, грешным, наши грехи. Потому что Бог есть любовь.
Но в ответ на Божью любовь, ведь мы должны чем-то Ему отвечать, хотя бы самым малым: в храм ходить почаще. Но наступает воскресный день, и не к телевизору припадать с утра, а перекреститься, в храм пойти, взять детей с собой, супругу, если таковая есть, пойти помолиться и спросить у Господа помощи и прощения за свои грехи.
И с каким чувством обычно люди выходят из храма? Это с радостным, светлым. Никогда посещение храма не оставляет тяжелых чувств, за исключением, когда пришёл человек с плохими мыслями, искушать Бога: «Ну-ну, я вот сейчас помолюсь, посмотрим, ты поможешь мне или не поможешь?» Выходит и говорит: «Не помог, значит, и Бога нет». Вот если так, то ничего не получится.
А если мы со смирением, с любовью, с верой к Господу обращаемся и просим Его, даже иногда в мелочах (простите), но если эти мелочи для нас важны, то Господь в ответ на молитву и эти мелочи помогает исцелить.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 октября. О встрече праведной Елисаветы и Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её».
О встрече праведной Елисаветы и Богородицы — протоиерей Владимир Быстрый.
После Благовещения, после явления Архангела Гавриила с Благой Вестью, Пресвятая Дева Мария с поспешностью идёт в Нагорную страну, чтобы посетить свою родственницу Елизавету. Она несёт в себе величайшую тайну и идёт не только для служения, но и чтобы узреть знамение веры: беременность престарелой Елизаветы.
И вот на пороге дома Захарии происходит чудо, которое потрясает до основания: при одном лишь звуке приветствия Марии младенец взыграл во чреве Елизаветы. И это не простое движение, это пророческий лик ещё не рождённого Иоанна Предтечи, который духом уже узрел пришедшего в мир Христа. Сама Елизавета, исполнившись Святого Духа, провозглашает: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?»
Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание на суть этого прославления. Елизавета ублажает Деву не только за то, что она зачала, но и за то, что уверовала. В этих словах блаженно уверовавшей — ключ ко всему.
Здесь, в смиренном доме, человеческая воля в лице Девы Марии даёт полный и радостный ответ на призыв Божий, открывая тем самым врата спасения для всего мира. Этот ответ «се, Раба Господня» становится для нас образом подлинного избранничества.
Быть избранником Божиим — это не путь к безмятежному покою, но сочетание верха блаженства с тяжестью креста. Это призвание к служению, которое потребует всей нашей жизни, всех душевных сил.
Истинное блаженство, как показала нам Богородица, рождается не в бегстве от скорбей, но в благоговейном приятии воли Божьей, которая одна только и делает нас причастниками вечной радости.
Все выпуски программы Актуальная тема