Вятская земля с бескрайними лесами, горный Урал с холодными реками. Тысячи лет на этой земле жили племена идолопоклонников – вогулы и остяки. Они охотились, ловили рыбу и приносили добычу в дар своим богам. Но пришло время, когда по лесным дорогам, по рекам в эти места пришли новые люди. Они рассказывали язычникам о своем Боге, о том, как принял он за всех людей крестные муки. Одним из этих мужественных проповедников был преподобный Трифон Вятский.
Трифон родился в 1546 году в селе Немигонка Архангельской губернии, принял постриг еще юношей и путь послушания привел его на Урал. Он принимал испытания с бодрым духом и улыбкой, примирял и исцелял людей. Однажды он сел в лодку, и отдал себя на волю речных волн. День и ночь плыл он вниз по течению, пока лодка не остановилась у малого притока по прозванью Мулянка. Тогда взял Трифон весла, поднялся вверх по речушке до большой поляны, окруженной непроходимым лесом. На той поляне росла старая ель. Ее ветви были увешаны приношениями охотников-остяков . Преподобный Трифон решил поселиться на той поляне, поставил дом, завел огород. Но остяки быстро узнали, что на их священной поляне появился чужак. Тогда возмутились они, взяли оружие и поспешили на встречу с незваным гостем.
Подступили остяки к жилищу Трифона, закричали, грозя оружием. Преподобный вышел к ним.
Первый остяк-охотник:
Кто ты?! Зачем ты пришел и поселился здесь?!
Второй остяк-охотник:
Это наша священная поляна, здесь мы поклоняемся нашим богам. А эта могучая ель – наше священное дерево. Мы приносим ей дары. Здесь не место чужакам!
Трифон:
Здравствуйте, добрые люди. Имя мое Трифон. И зла я вам не желаю.
Первый остяк-охотник:
Почему он улыбается? Он, что, не боится нас? (Трифону). Эй, чужак! Где твое оружие?
Второй остяк-охотник:
Да, ты посмотри. Все его оружие – тяпка да лопата.
Первый остяк-охотник:
Эй, чужак! Почему ты не ведаешь страха?
Трифон:
Я раб Господа моего Иисуса Христа. И бояться мне нечего.
Первый остяк-охотник:
Иисус? Что за бог? Не слыхали о таком.
Второй остяк-охотник:
Наши боги живут в наших лесах. В каждом камне, в каждом дереве. Только в них мы верим.
Первый остяк-охотник:
А каков твой бог? Какова его сила?
Трифон:
Что ж, я расскажу вам об Иисусе Христе…
Трифон улыбнулся и начал рассказ о своем Боге и его новозаветных деяниях. И остяки с интересом слушали, пока Трифон не закончил свой рассказ.
Трифон:
Вот таков мой Бог. А ваши кумиры – совсем не боги. Одно лишь наваждение!
Первый остяк-охотник:
Может, и силен твой бог, да не сильнее наших.
Второй остяк-охотник:
Да, верно! Многие люди смеялись над нашими богами, над нашими обычаями. Да только боги их наказывали – с ними случались несчастья.
Первый остяк-охотник:
Не смей подходить к священной ели! Если ты коснешься нашей святыни, тебя ждет смерть. Помни об этом!
Трифон:
Спасибо, добрые люди, за предупреждение о силе ваших богов. А вы приходите снова. Гостям я всегда рад.
Остяки-охотники разошлись в смущении и задумчивости. Как только они ушли, Трифона проведал купец Федор Сухоятин – беспокоился он за жизнь преподобного. Но Трифон встретил купца невредим, а еще попросил у него острый топор. Догадался купец, что задумал монах, рассказал, что даже добрые христиане, рискнувшие смеяться над священным деревом, болели и умирали в муках. Но Трифон твердо решил истребить языческое мольбище. Четыре недели он готовил себя молитвами и постом, а затем, взяв святую икону, пошел к языческой сосне. Дерево это было крепкое, широкое, но Трифон принялся его рубить и не остановился, пока старая ель не рухнула на землю. И дерево, и все языческие дары преподобный Трифон сжег на костре.
Когда увидели остяки, что их священная ель превратилась в угли, а Трифон никак не пострадал, воскликнули: «Велик Бог христианский!». Но не сразу смирились язычники, грозились убить монаха, да не смогли – отвел Трифон беду молитвами. В конце концов, остяки покорились, стали почитать блаженного Трифона и приняли веру Христову.
Позже преподобный Трифон вернулся в Пыскорскую обитель, где нес послушание 9 лет. А затем с благословления духовного отца, иеромонаха Варлаама, отправился в вятскую землю, где 24 марта 1580 года основал первый в Вятке монастырь. Остаток жизни он посвятил строительству обители и воспитании монашеской братии. А среди людей получил прозвание Трифона Вятского.
Чувство полёта в картине Константина Юона «Купола и ласточки»
Константин Юон очень любил Сергиев Посад и часто изображал его в своих работах.
Картину «Купола и ласточки» он написал в 1921 году, когда Православие было объявлено вне закона. Пейзаж напоминает нам, что только с Богом наша жизнь имеет смысл.
— Картина «Купола и ласточки» Константина Юона дарит ощущение полёта. Кажется, что потолок Третьяковской галереи сейчас распахнётся, и ты взмоешь туда, где только птицы купаются в синем небе. Правда, Маргарита Константиновна?
— Да, Наташа, похоже. Такого эффекта художник добился за счёт оригинального ракурса. Мы видим церковные купола так близко, как будто парим вокруг них вместе с ласточками. И зелёные крыши домов остались далеко внизу.
— Интересно, как художнику удалось написать храм с такого труднодоступного ракурса?
— Он работал на колокольне Троице-Сергиевой лавры. Это вид на Успенский собор, расположенный в нескольких метрах. С этой точки Юон писал один единственный раз. «Купола и ласточки» выбиваются из ряда его картин, посвящённых Сергиеву Посаду.
— Юон часто изображал этот город в своих работах?
— На протяжении всей своей жизни. Художник очень любил Сергиев Посад, называл его сказочно прекрасным. В своем дневнике рассказывал, как был потрясён, когда приехал туда в первый раз. Панорама, которая открылась перед художником, оказалась такой выразительной, что в большинстве своих работ он изображал город со стороны вокзала. Воссоздавал своё первое впечатление, хотел показать, каким Посад открывается путешественнику.
— Один и тот же вид рисовал?
— На всех работах Константина Юона, посвящённых Сергиеву Посаду, узнаваем самобытный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. Но при этом каждая картина уникальна. Живописец стремился остановить мгновение в его неповторимости. Он рисовал людей на улицах, показывал стремительно текущую жизнь с её хлопотами и одновременно — растворённые в этом потоке приметы вечности.
— Приметы вечности?
— Всё то, что напоминает человеку о Боге — небо, солнечный свет, церкви, увенчанные золотыми крестами.
— Картина «Купола и ласточки» вся состоит из таких примет. На ней нет людей, только небо, церковные маковки и птицы.
— И это неспроста. «Купола и ласточки» Константин Юон написал в 1921 году, вскоре после того, как в Троице-Сергиевой лавре прекратились богослужения. Православие было объявлено вне закона. И художник в своей картине дал понять, что не согласен с этим.
— Поясните, пожалуйста, Маргарита Константиновна, как он это дал понять?
— Посмотри, Наташа. Полотно поделено на две части по горизонтали: внизу — город, над ним — чистый голубой небосвод. А на переднем плане — церковные купола. Четыре ослепительно белых, со звёздами, и центральный, сияющий золотом. Они стоят на крепких барабанах и тянутся ввысь ажурными тонкими крестами. Словно соединяют воедино два измерения: землю и небо, короткое человеческое бытие и пространство Бога. Так художник показал, что только с верой, только в Церкви жизнь обретает смысл.
— Хотела бы я побывать в Троице-Сергиевой лавре, подняться на колокольню, посмотреть, что изменилось с тех пор, как Юон написал свою картину.
— Кое-что изменилось. Купола Успенского собора, например, теперь не белые, а синие — они поменяли цвет во время очередной реставрации в середине двадцатого века. Но главное осталось неизменным. Старинный монастырь по-прежнему даёт возможность подняться над суетой. Дарит душе чувство полёта, которое образно показал Константин Юон в своей картине «Купола и ласточки», одном из ярких шедевров Третьяковской галереи.
Мощь веры во Христа в красках Василия Сурикова
С Богом мы всегда побеждаем, что бы ни случилось!
Художнику Василию Сурикову в своей картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста» удалось показать силу и мощь веры во Христа.
— Добрый день! Покажите, пожалуйста, поближе репродукцию картины Василия Сурикова. Это типографская работа?
— Печать на холсте. Но в нашем салоне художник может выполнить копию маслом. Работу, которую вы попросили показать, часто заказывают, хотя она сложная по сюжету. Я даже её название никак запомнить не могу, столько в нём незнакомых имён.
— Да, название непростое. Полностью оно звучит так: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». В этих словах кратко описано событие из библейской книги Деяний святых апостолов.
— А что это за событие? Хотелось бы узнать о нём подробнее.
— Пожалуйста, я могу рассказать. Главный герой картины Василия Сурикова — апостол Павел, находится под арестом по обвинению иудеев. Вот он, справа, в сером хитоне из грубой ткани, что-то говорит судьям, протянув руку вперед.
— А в чём его обвиняли?
— Иудеи считали, что проповеди апостола настраивают еврейский народ против его религиозного закона. Они поклялись убить Павла и непременно сделали бы это. Но он был гражданином Рима, и судить его мог только представитель римского императора в Иудее. Эту миссию выполнял упомянутый в названии картины проконсул Фест. Он держал Павла под стражей. Заключение не только лишало апостола свободы, но и спасало от мести иудеев.
— А где на картине проконсул Фест?
— В центре полотна, лицом к зрителю, в красно-белых одеждах, с золотой цепью на шее — символом римской власти.
— Как настороженно прислушивается Фест к словам Павла.
— Фест был язычником. Всё, что говорил апостол, звучало для него более чем странно. По речам Павла проконсул понимал, что перед ним человек умный и образованный, но не мог принять его слова о Воскресении Христа. Наверное, именно с таким выражением лица, как на картине Василия Сурикова, Фест сказал проповеднику: «Безумствуешь ты, Павел! Большая учёность доводит тебя до безумия!».
— А кто на полотне изображён на троне, с золотой диадемой на голове?
— Иудейский царь Агриппа. Он правил вместе со своей сестрой Вереникой, которую мы видим сидящей по левую руку от Феста.
— Красавица Вереника явно скучает. Видимо, ей не интересны богословские споры. А вот Агриппа настолько внимательно слушает Павла, что весь подался вперед.
— Агриппа воспринял разговор с апостолом, как словесный поединок. Фест пригласил царя на суд как эксперта. Сам проконсул считал христианство разновидностью иудейской веры, в которой тоже не разбирался. А еврейский монарх был знатоком библейских книг. И Василий Суриков показал, что в первую очередь к Агриппе Павел обращает свою речь. Фигуры иудейского монарха и христианского апостола — ключевые на этой картине.
— И как протекал их спор?
— Павел говорил настолько последовательно, убедительно и логично, что царю нечего было возразить. Он мог опровергать слова подсудимого, но не пророков, которых тот цитировал. А древние праведники свидетельствовали о Спасителе мира, которому надлежит быть Распятым и Воскреснуть. В ответ на пламенную проповедь апостола Агриппа лишь обронил иронично: «Ещё немного, и ты убедишь меня стать христианином»
— То есть, победа была за Павлом?
— Победил Спаситель, и не в споре, а в противостоянии злу. А Павел причастен к Его Победе, и тем силён. Василий Суриков сумел показать эту мощь в картине «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста». Босой, в простой одежде, стоит христианин перед судьями. Но несомненная вера во Христа читается в его взгляде и жестах и преображает облик в образ победителя.
— Потрясающая картина! Я столько раз держала в руках её копию, а так бы хотелось увидеть оригинал!
— Думаю, это не составит особого труда! Полотно Василия Сурикова хранится в Третьяковской галерее.
Когда за дело берётся Господь. Яна Юревич
Часто бывает так: делает что-то человек, усердно делает, из сил выбивается, а результата нет. И требуется какой-то нечеловеческий рывок. Тогда за дело берётся Господь.
Несколько лет назад, в один из выходных дней февраля решили мы семьей куда-нибудь съездить. Жили мы тогда в Подмосковье и была у нас пара любимых мест. Одно из них мы коротко называли «Кладбище». В том месте и правда было кладбище, на его территории стоял красивый старинный храм, всё это располагалось на холме. Если же объехать кладбище и встать за ним, то с этого холма открывался восхитительный вид.
И мы решили провести вечер, любуясь этим видом. По дороге купили пиццу. Доехали до места, съели пиццу, пообщались, собрались ехать домой. А так как мы свернули с нашей дороги в сторону, нужно было развернуться. Сделать это можно было немного съехав с наезженного покрытия, ведущего вниз с холма. Летом в этом не было бы совершенно никакой проблемы. Но вот зимой... Дорога, ведущая вниз была покрыта даже не снегом. Она была покрыта практически голым льдом. И машина, под собственным весом, начала сползать вниз. Колеса прокручивались, им просто не за что было зацепиться. Машина спускалась все ниже и ниже. А внизу — тупик и все заметено снегом. От меня помощи никакой — я на пятом месяце беременности младшим сыном, старшему сыну — полтора года, тоже ничем не поможет, хорошо еще, что просто спал в машине, не плакал. Вокруг были дома, на холме и вокруг него располагалась небольшая деревенька, но все равно было безлюдно. Тем временем начало темнеть. Ситуация складывалась с одной стороны комичная, но с другой — довольно тревожная.
Вдруг внизу откуда-то появились люди. Увидели нас, начали помогать, толкать нашу машину наверх, подкладывать какие-то ветки под колеса, но ничего не помогало — машина была слишком тяжелой и продолжала спускаться все ниже и ниже.
Чуть погодя ровно на то место, где мы стояли вначале, приехал большой джип. Водитель джипа так же увидел нас, предложил прицепить трос к его машине и попробовать вытянуть нашу наверх. Так и сделали, но мощности джипа не хватило, и он сам чуть не присоединился к нам на ледяном склоне. Хорошо еще, водитель джипа вовремя заметил, что еще немного и тоже поползет по льду вниз, и остановился.
Что делать? Только молиться. Так и поступили. В той ситуации мы уже испробовали все. Наших сил явно не хватало. О чем мы и сказали Богу в молитве. И что же?
Буквально через несколько минут, неизвестно откуда приехал трактор. И совершил тот самый рывок, который был необходим, в два счета вытянув нашу тяжеленную машину наверх. Водитель трактора принял нашу благодарность, при этом отказавшись от оплаты своей помощи. Как внезапно появился, так внезапно и уехал. А мы стояли рядом с машиной на вершине холма, с которого началось наше «ледяное» приключение, и благодарили Бога за Его любовь и заботу о нас. Произошло то, что на первый взгляд выглядит совпадением, случайностью. Но у Бога случайностей не бывает.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение