1812 год. Осенью Отечественная война с наполеоновской Францией была в самом разгаре. К Москве приближался отряд принца Евгения Богарне – пасынка самого Наполеона. Неожиданно в Звенигороде, вблизи от Саввино-Сторожевского монастыря, на французов напал отряд казаков. Вынужденные остановить движение, солдаты Богарне укрылись в монастыре. С энергией завоевателей они принялись разорять обитель. Евгений Богарне не разделял безумного торжества своих подчиненных. Он бродил вокруг монастыря, думая о постигшей его отряд неудаче.
Евгений:
Москва, Петербург, вся Россия! Так предрек Наполеон! Мы им подарим цивилизацию! Мы освободим рабов, и они пойдут за своими спасителями!
Так успокаивал себя принц. Вдруг его внимание привлек сиявший на закате купол храма. Евгений невольно залюбовался им.
Евгений:
Хоть и варвары, а красоту чувствуют... Конечно, нет здесь этого вкуса, величия! И все же… есть что-то искреннее. Посмотреть бы, как внутри. А! Внутри сейчас орудуют мои бандиты! Уже и смотреть, наверное, не на что!
И он, развернувшись, пошел к келье, которую занял, самой маленькой. Не раздеваясь, он лег и мысли о возможном поражении овладели им. Когда сон уже стал одолевать принца, перед ним вдруг развернулась странная сцена. Монах (хотя ни один монах не смог бы проникнуть в его покои) – вошел в келью и встал у кровати. Он был невысок ростом, сед, одет в длинную монашескую рясу с капюшоном, так что нельзя было разглядеть лица. Евгений привстал, но не посмел подойти. Что-то в облике монаха внушало ему ужас. Евгений ждал, что старец заговорит первым, но не выдержал и спросил.
Евгений:
Кто Вы?
Монах:
Меня послал Тот, чей Дом ты оскверняешь...
Монах говорил на чистом французском языке. Внутренняя паника овладела принцем, но он попытался взять себя в руки. «Это чья-то шутка!», - подумал Евгений. А вслух произнес.
Евгений:
Кто послал тебя? Ваш царь? Что тебе надо от меня?
Монах поднял голову и пронзил Евгения горящим взором. Теперь пасынок Наполеона ясно видел лицо старца. Он запомнит его на всю жизнь.
Монах:
Ты прав! Наш Царь послал меня! Запрети своему войску расхищать монастырь. Не позволяй им красть. Кто вынесет что-либо из обители, обречен на гибель!
Вдруг выражение его лица и голос стали мягче.
Монах:
Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты, единственный из ваших начальников, возвратишься в своё Отечество целым и невредимым.
Сказав это, монах направился к дверям. Едва переведя дыхание, оробевший принц крикнул ему:
Евгений:
Война! Мы победим?
Монах повернулся и, улыбнувшись, ответил.
Монах:
Нет, война будет проиграна вами. Но для твоих потомков эта земля станет Отечеством.
Пасынок Наполеона лишился чувств.
Утром Евгений Богарне дал приказ основному отряду не заходить в монастырь и ничего не трогать. Сам он, войдя в соборную церковь при гробе преподобного Саввы, увидел на стене образ, в котором он вдруг признал ночного гостя. Это был образ преподобного Саввы Сторожевского – основателя обители. Богарне велел узнать, кем был Савва Сторожевский. Привели монаха, говорящего по-французски. Он рассказал о том, что Савва, будучи совсем юным, нес послушание в обители Сергия Радонежского, он был одним из первых учеников преподобного и принял от него постриг. Инока Савву так уважали за глубокую духовную прозорливость, что доверили ему стать духовником всего братства и даже исполнять обязанности игумена Троице-Сергиева монастыря. Позже, у Звенигорода, преподобный Савва устроил новую обитель, Сторожевскую. Благочестивый монах приучал братию к усердному физическому и духовному труду. Временами он уединялся для молитвы в пещерной келье, которую сам выкопал в овраге. Воспитав многих достойных учеников и завещав им свое детище – Сторожевскую обитель – преподобный Савва мирно преставился в 1406 году. С тех пор у его гроба с открытыми мощами нередко происходят чудеса, в которые трудно поверить. Например, однажды он спас жизнь царю Алексею Михайловичу, явившись перед ним на охоте и отогнав разъяренного медведя одним жестом руки.
Послушав рассказ инока, Евгений Богарне с благоговением поклонился мощам святого, запер соборный храм и приставил к дверям стражу. Через полгода война была проиграна Наполеоном. Евгений Богарне, единственный из главных военачальников, вернулся во Францию живым. Вскоре после наполеоновских войн недалеко от Парижа была построена часовня во имя преподобного Саввы. В 1839 году в Россию приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан и вскоре по страстной любви женился на дочери Николая I Марии Николаевне. Приняв Православие и обвенчавшись с ней, Максимилиан поселился в Санкт-Петербурге, где потомки Богарне жили до революции 17 года.
Весной 1995 года в Звенигородский музей (монастырь был еще зарыт) приехала монахиня одного из православных французских монастырей - семидесятилетняя Елисавета – представительница рода Богарне. По словам матушки, практически все потомки принца Евгения – православные, и носят русские имена. А преподобного Савву почитают как своего небесного покровителя. Второе обретение мощей Преподобного состоялось 23 августа 1998 года. Савва Сторожевский – один из немногих русских святых, который известен и почитаем во Франции не только живущими в стране русскими, но и самими французами.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/01/Apostol-Pavel-Valanten-de-Bulon.jpg)
Рим., 97 зач., VIII, 14-21.
![епископ Феоктист Игумнов](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Feoktist-Igumnov-1024x697-240x240.jpg)
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
С точки зрения православного христианского вероучения, грехопадение первых людей изменило не только их самих, но и весь тварный мир, именно по этой причине смертными стали как люди, так абсолютно все иные живые существа, населяющие землю. Этот факт говорит о глубокой внутренней связи человека со всем творением. Мы не можем не чувствовать этой связи, и, надо полагать, потому то наиболее духовно чуткие из нас и переживают некоторую степень вины тогда, когда видят страдания животных и различные природные катаклизмы. Священное Писание не спешит освобождать от этой вины, но оно указывает путь, по которому человечество в конечном итоге пройдёт ради возвращения сотворённого Богом мира к первоначальной гармонии. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 8-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, этот отрывок содержит прекрасные слова о взаимоотношениях человека и всего прочего творения Божия.
Глава 8.
14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.
18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.
19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,
20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
Основный посыл только что прозвучавшего отрывка апостольского послания прост, он заключён в трёх словах: «мы — дети Божии» (Рим. 8:16). Далее апостол Павел перешёл к следствиям из этого факта, самое значимое из которых состоит в том, что детям принадлежит наследство, следовательно, Божие наследство принадлежит и нам. Конечно, речь здесь не может идти ни о чём материальном, под «наследством» в словах апостола Церковь понимает вечную жизнь и блага будущего мира. К примеру, святитель Кирилл Александрийский прокомментировал эту мысль апостола Павла так: «Не без труда совершается благо, однако у святых труд не лишён и великих надежд, ведь ничто земное им не обещано, но бесконечная слава и участие в том, что выше ума и слова». Конечно, апостол Павел не мог не сделать оговорку: наследство принадлежит тем, кто уподобится Единородному Сыну Божию Господу Иисусу Христу и не станет избегать страданий в том случае, если они будут попущены Богом.
На наследстве как следствии усыновления нас Богом апостол Павел не остановился, далее он написал крайне интересные и несколько загадочные слова: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8:19). В истории были те люди, которые из этих слов делали вывод о разумности творения как такового, то есть о разумности животных, растений и всего прочего тварного мира. Впрочем, для христиан кажется совершенно очевидным, что апостол Павел использовал словосочетание «тварь с надеждою ожидает» лишь для выразительности речи, и относиться к этой фразе стоит так, как мы относимся к поэтическим сравнениям. Но, конечно, ожидающее творение — это не самое важное и интересное в апостольской фразе, значительно интереснее понять, чего же именно оно ожидает и что подразумевал апостол под «откровением сынов Божиих». Здесь нам на помощь приходит комментарий преподобного Симеона Нового Богослова, который звучит так: «Чаянием называет он сильное желание твари, чтоб поскорее сбылось откровение, или явление во славе сынов Божиих, какое имеет совершиться во всеобщее воскресение. Ибо тогда, во всеобщее воскресение, с пришествием Сына Божия, обнаружатся сыны Божии, проявится красота их и слава, и они всецело, то есть и душою, и телом сделаются светлосиянными и препрославленными». Другие авторитетные толкователи подхватывают мысль преподобного Симеона и говорят о том, что после всеобщего воскресения упомянутые преподобным Симеоном сыны Божии получат от Бога прежнюю власть над творением, вместе с этим Богом во всём творении будет уничтожено тление, и таким образом воссоздастся заложенная Богом в мир гармония.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
И работа, и забота
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/07/nature-snow-winter-people-road-white-1214916-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
Зима 2022 года выдалась в Москве на редкость снежной. Чтобы не опоздать на работу, я выходила из дома раньше обычного и сметала снег со своего автомобиля. Нередко приходилось доставать из багажника лопату и чистить выезд на дорогу. В один из дней я села в машину, включила радио и услышала рассказ о необычном дворнике из города Красноярска.
Боиржон Жураев родился и вырос в живописном селе Самгар, которое местные жители называют «райской улицей Таджикистана». А в 25 лет в поисках работы отправился в Сибирь. Некоторое время провёл в Кемеровской области, затем в 2010 году переехал в Красноярск. За это время он женился, стал отцом пятерых детей: трёх сыновей и двух дочек; получил российское гражданство.
Несмотря на высшее образование (Боиржон по профессии агроном), он выбрал работу дворника — из-за гибкого графика, позволяющего в свободное время подрабатывать в такси. И добился успехов! Жураев не раз побеждал в профессиональных конкурсах, в 2021 году был удостоен звания «Лучший дворник Красноярска», а в 2022-м «фирменная» уборка территории сделала его известным по всей России!
Вот как это случилось. Морозным январским утром дворник Боря — так зовут Боиржона красноярцы — трудился на своём участке в микрорайоне Покровский. Всё шло как обычно, но в тот день соседи сняли его на видео, которое быстро распространилось по соцсетям. На кадрах мужчина с помощью специальной воздушной пушки, или воздуходувки, бесконтактно сметает снег с автомобилей, припаркованных во дворе, и только после этого чистит лопатой тротуары.
Горожан поразил поступок Боиржона Жураева, ведь все знают, сколько сил и времени требует от автомобилистов ежедневная расчистка машин. «Вот это человечище!», «Мир полон хороших людей», — так интернет-пользователикомментируют видеоролик. Благодарные местные жители дарят Боре конфеты и шоколадки, руководство управляющей компании выписало ему денежную премию, а мэр Красноярска вручил сувениры к 23 февраля.
Сам Боиржон скромно говорит: «Я просто делаю свою работу». На вопросы журналистов, почему он чистит не только дороги, но и машины, отвечает, что, помогая жителям, одновременно экономит своё время. «Я привожу в порядок двор рано утром. После этого людям уже не надо чистить свои авто, сбрасывая снег на дорогу. Да и мне не приходится мести двор дважды», — объясняет лучший дворник Красноярска. А ещё он рассказал, что учит своих детей не бояться никакой работы и помогать окружающим, — так когда-то воспитывали его самого. Семейное правило Жураевых: если делаешь — делай на совесть и с душой.
Как же вовремя я включила радио тем зимним утром! Передача о заботливом дворнике закончилась, а я ехала в машине по заснеженной Москве и улыбалась. На сердце у меня было по-летнему тепло оттого, что в далёком Красноярске живёт и работает такой человек — Боиржон Жураев!
Все выпуски программы Живут такие люди
Отроки Вавилонские
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/07/wood-smoke-flame-fire-fireplace-campfire-861317-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: PxHere
В Древней Руси существовала поговорка: «Ввержен в пещь огненную, яко три отрока». И все понимали, что речь идёт о смертельной опасности, от которой может спасти только чудо, и, конечно, знали, кто были эти три отрока.
Сегодня мы говорим о святых отроках Вавилонских Анании, Мисаиле и Азарии и стихотворении Лиодора Пальмина «Три отрока».
Место действия — древний город Вавилон (на территории современного Ирака).
Время действия — VI век до Рождества Христова.
В 586 году.до Рождества Христова после завоевания Иерусалима вавилонским царём Навуходоносором, многие еврейские семьи были уведены в плен.
В Вавилоне еврейских мальчиков, как говорится в Библии, «красивых видом, и понятливых для всякой науки», делали царскими слугами. Среди них оказались отроки АнАния, МисаИл и АзАрия.
Однажды царь Навуходоносор велел изготовить огромного золотого языческого идола и собрал на праздник в честь его освящения всех своих приближённых.
Глашатай вышел на площадь и громко объявил, что, как только зазвучит музыка, все должны упасть ниц и поклониться золотому идолу. А кто ослушается — того по велению царя бросят в пылающую печь.
Анания, Мисаил и Азария, хранящие в душе веру предков в Единого и Всемогущего Бога, не стали поклоняться языческому божеству, и были брошены в огонь.
«Отроки благочестивые в пещи», — излюбленный библейский сюжет в литературе и искусстве. Этой теме посвящено и стихотворение поэта XIX века Лиодора Пальмина «Три отрока».
Царь всем в поклоненье кумир золотой
Воздвиг пред своим Вавилоном.
Три отрока, полные веры святой,
Его не почтили поклоном.
«За это израильских отроков сжечь! —
Царь вымолвил в гневе сурово,
И ввергнули их в раскалённую печь,
Исполнивши грозное слово.
Но отроки живы: под жгучим огнём
Их ангел обвеял росою,
И Бога они величали втроём
Согласной, хвалебной мольбою...
Русский поэт и переводчик второй половины XIX века Илиодор Иванович Пальмин был известен, прежде всего, своими стихами на злобу дня.
В стихотворении на библейский сюжет «Три отрока», когда юноши в огненной печи поют хвалебную песнь Богу, Пальмин в полной мере явил и своё лирическое дарование.
Создателя славьте, и туча, и гром,
И бурные недра морские,
И звёзды на своде небес голубом,
И солнца лучи золотые!
Пернатые хоры под сенью лесов,
Сверкающих ранней росою,
В час утра хвалите Владыку миров,
Ликуя с зарёй золотою!
Всё славе Господней — немолкнущий клир,
Блеск царств и кровавая битва,
И голос пророка, гремящий на мир,
И трепетной девы молитва!
«Связали их и бросили прямо в пылающую печь, в чем они были, в шароварах, рубашках и шапках», — с поистине репортажными подробностями рассказывается эта история в «Книге пророка Даниила». Анания, Мисаил и Азария были друзьями Даниила, и пророк описывал то, что видел собственными глазами.
Велико же было изумление царя Навуходоносора, когда он заглянул в пылающую печь и увидел, как юноши, целые и невредимые, славят Господа.
«В гирляндах полночных светил в вышине
Хвалите Его, херувимы!» -
Так отроки пели в палящем огне,
Господнею силой хранимы.
Был чуден согласный и стройный их клир,
Язычники в страхе внимали,
И был посрамлён их бездушный кумир
На пышном своём пьедестале.
По преданию, пророк Даниил и его друзья Анания, Азария и Мисаил дожили до глубокой старости и скончались в вавилонском плену. Это было две с половиной тысячи лет назад, но сила их веры в Бога до сих пор вдохновляет человечество.
Все выпуски программы Прообразы