1812 год. Осенью Отечественная война с наполеоновской Францией была в самом разгаре. К Москве приближался отряд принца Евгения Богарне – пасынка самого Наполеона. Неожиданно в Звенигороде, вблизи от Саввино-Сторожевского монастыря, на французов напал отряд казаков. Вынужденные остановить движение, солдаты Богарне укрылись в монастыре. С энергией завоевателей они принялись разорять обитель. Евгений Богарне не разделял безумного торжества своих подчиненных. Он бродил вокруг монастыря, думая о постигшей его отряд неудаче.
Евгений:
Москва, Петербург, вся Россия! Так предрек Наполеон! Мы им подарим цивилизацию! Мы освободим рабов, и они пойдут за своими спасителями!
Так успокаивал себя принц. Вдруг его внимание привлек сиявший на закате купол храма. Евгений невольно залюбовался им.
Евгений:
Хоть и варвары, а красоту чувствуют... Конечно, нет здесь этого вкуса, величия! И все же… есть что-то искреннее. Посмотреть бы, как внутри. А! Внутри сейчас орудуют мои бандиты! Уже и смотреть, наверное, не на что!
И он, развернувшись, пошел к келье, которую занял, самой маленькой. Не раздеваясь, он лег и мысли о возможном поражении овладели им. Когда сон уже стал одолевать принца, перед ним вдруг развернулась странная сцена. Монах (хотя ни один монах не смог бы проникнуть в его покои) – вошел в келью и встал у кровати. Он был невысок ростом, сед, одет в длинную монашескую рясу с капюшоном, так что нельзя было разглядеть лица. Евгений привстал, но не посмел подойти. Что-то в облике монаха внушало ему ужас. Евгений ждал, что старец заговорит первым, но не выдержал и спросил.
Евгений:
Кто Вы?
Монах:
Меня послал Тот, чей Дом ты оскверняешь...
Монах говорил на чистом французском языке. Внутренняя паника овладела принцем, но он попытался взять себя в руки. «Это чья-то шутка!», - подумал Евгений. А вслух произнес.
Евгений:
Кто послал тебя? Ваш царь? Что тебе надо от меня?
Монах поднял голову и пронзил Евгения горящим взором. Теперь пасынок Наполеона ясно видел лицо старца. Он запомнит его на всю жизнь.
Монах:
Ты прав! Наш Царь послал меня! Запрети своему войску расхищать монастырь. Не позволяй им красть. Кто вынесет что-либо из обители, обречен на гибель!
Вдруг выражение его лица и голос стали мягче.
Монах:
Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты, единственный из ваших начальников, возвратишься в своё Отечество целым и невредимым.
Сказав это, монах направился к дверям. Едва переведя дыхание, оробевший принц крикнул ему:
Евгений:
Война! Мы победим?
Монах повернулся и, улыбнувшись, ответил.
Монах:
Нет, война будет проиграна вами. Но для твоих потомков эта земля станет Отечеством.
Пасынок Наполеона лишился чувств.
Утром Евгений Богарне дал приказ основному отряду не заходить в монастырь и ничего не трогать. Сам он, войдя в соборную церковь при гробе преподобного Саввы, увидел на стене образ, в котором он вдруг признал ночного гостя. Это был образ преподобного Саввы Сторожевского – основателя обители. Богарне велел узнать, кем был Савва Сторожевский. Привели монаха, говорящего по-французски. Он рассказал о том, что Савва, будучи совсем юным, нес послушание в обители Сергия Радонежского, он был одним из первых учеников преподобного и принял от него постриг. Инока Савву так уважали за глубокую духовную прозорливость, что доверили ему стать духовником всего братства и даже исполнять обязанности игумена Троице-Сергиева монастыря. Позже, у Звенигорода, преподобный Савва устроил новую обитель, Сторожевскую. Благочестивый монах приучал братию к усердному физическому и духовному труду. Временами он уединялся для молитвы в пещерной келье, которую сам выкопал в овраге. Воспитав многих достойных учеников и завещав им свое детище – Сторожевскую обитель – преподобный Савва мирно преставился в 1406 году. С тех пор у его гроба с открытыми мощами нередко происходят чудеса, в которые трудно поверить. Например, однажды он спас жизнь царю Алексею Михайловичу, явившись перед ним на охоте и отогнав разъяренного медведя одним жестом руки.
Послушав рассказ инока, Евгений Богарне с благоговением поклонился мощам святого, запер соборный храм и приставил к дверям стражу. Через полгода война была проиграна Наполеоном. Евгений Богарне, единственный из главных военачальников, вернулся во Францию живым. Вскоре после наполеоновских войн недалеко от Парижа была построена часовня во имя преподобного Саввы. В 1839 году в Россию приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан и вскоре по страстной любви женился на дочери Николая I Марии Николаевне. Приняв Православие и обвенчавшись с ней, Максимилиан поселился в Санкт-Петербурге, где потомки Богарне жили до революции 17 года.
Весной 1995 года в Звенигородский музей (монастырь был еще зарыт) приехала монахиня одного из православных французских монастырей - семидесятилетняя Елисавета – представительница рода Богарне. По словам матушки, практически все потомки принца Евгения – православные, и носят русские имена. А преподобного Савву почитают как своего небесного покровителя. Второе обретение мощей Преподобного состоялось 23 августа 1998 года. Савва Сторожевский – один из немногих русских святых, который известен и почитаем во Франции не только живущими в стране русскими, но и самими французами.
28 ноября. О всеведении Божьем
В 16-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши».
О всеведении Божьем — священник Родион Петриков.
Сегодня Христос говорит фарисеям слова, которые касаются через тысячелетия и каждого из нас. Почему это так важно? Дело в том, что мы живем в эпоху двойного дна. В соцсетях выставляем благочестивые цитаты, в храме совершаем молитвы, а в сердце продолжаем осуждать ближнего и носим свои обиды годами. Вот Христос напоминает нам, что Творец видит не только нашу завесу, но и то, что эта завеса скрывает нашу боль, нашу зависть, нашу усталость. Как писал преподобный Паисий: «Не важно, что о тебе думают люди, важно, что видит ангел за твоим плечом». Однако Божье всеведение и то, что Бог видит наши сердца, можно понимать и в положительном ключе. Бог видит и нашу борьбу со грехом, даже если мы падаем. Он слышит наши тихие слезы, которые мы скрываем от всех, и слышит наши искренние «прости», которые мы произносим внутри своего сердца. Преподобный Силуан говорил так: «Держись за Бога, который знает твое бессилие, и все тебе даст». Пусть эта правда Божия освободит нас и научит нас быть, а не казаться. Ведь нам не нужно носить маски перед тем, кто любит нас настоящими.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 ноября. О Христе как примере милосердия для людей

Сегодня 28 ноября. Всемирный день милосердия.
О Христе как примере милосердия для людей — протоиерей Илья Кочуров.
Одна из христианских добродетелей — это милосердие. Мы видим, что Господь везде призывает нас к тому, чтобы мы развивали в себе это прекрасное чувство. «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд есть», — говорит Господь. То есть сам Господь является милосердным. Он по милости своей не карает нас за грехи. Он по милости своей грехи наши берет на себя. И вот мы должны подражать Богу в этом самом. Милосердие — это тогда, когда мы способны почувствовать боль другого человека и пойти ему навстречу, пойти к нему для того, чтобы эту боль его угасить в меру наших возможностей. Конечно, безусловно, мы не можем спасти весь мир. А вот помочь своим близким, то есть тем, кто находится рядом с нами, это как раз нам под силу. И поэтому, когда мы проявляем какое-то сострадание к ближним, когда мы способны, бываем, почувствовать их боль, в этот момент мы делаем нечто, что нас уподобляет Богу. Милость другому человеку — это проявление высоких человеческих чувств.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 ноября. О духовной подготовке к Светлому Христову Рождеству

Сегодня 28 ноября. Начало Рождественского поста.
О духовной подготовке к Светлому Христову Рождеству — протоиерей Владимир Кашлюк.
Рождественский сорокадневный пост ставит перед верующими христианами цель духовно подготовиться к празднику Рождества Христова через молитву, воздержание и добрые дела. Православная аскетика утверждает, что пост помогает нам избавиться от пороков, дурных привычек и привязанностей, которые отдаляют человека от Бога. Важно не просто соблюдать пищевые ограничения, но и работать над внутренним состоянием, искоренять злобу, зависть, осуждение и, соответственно, совершать альтернативные добрые дела, милосердие. Важно регулярно молиться, участвовать в богослужениях, читать Священное Писание и Святоотеческие наставления. Особенно необходимо исповедоваться в грехах своих и приобщаться к Богу через святые таинства Церкви. Таким образом, Рождественский пост — это не просто диета, а путь к глубокому переживанию Богоявления, рождения Сына Божия на земле. И здесь главное не формальное соблюдение обрядовых правил, а искреннее стремление к Богу через молитву, жертвенный подвиг и добродетели.
Все выпуски программы Актуальная тема












