1812 год. Осенью Отечественная война с наполеоновской Францией была в самом разгаре. К Москве приближался отряд принца Евгения Богарне – пасынка самого Наполеона. Неожиданно в Звенигороде, вблизи от Саввино-Сторожевского монастыря, на французов напал отряд казаков. Вынужденные остановить движение, солдаты Богарне укрылись в монастыре. С энергией завоевателей они принялись разорять обитель. Евгений Богарне не разделял безумного торжества своих подчиненных. Он бродил вокруг монастыря, думая о постигшей его отряд неудаче.
Евгений:
Москва, Петербург, вся Россия! Так предрек Наполеон! Мы им подарим цивилизацию! Мы освободим рабов, и они пойдут за своими спасителями!
Так успокаивал себя принц. Вдруг его внимание привлек сиявший на закате купол храма. Евгений невольно залюбовался им.
Евгений:
Хоть и варвары, а красоту чувствуют... Конечно, нет здесь этого вкуса, величия! И все же… есть что-то искреннее. Посмотреть бы, как внутри. А! Внутри сейчас орудуют мои бандиты! Уже и смотреть, наверное, не на что!
И он, развернувшись, пошел к келье, которую занял, самой маленькой. Не раздеваясь, он лег и мысли о возможном поражении овладели им. Когда сон уже стал одолевать принца, перед ним вдруг развернулась странная сцена. Монах (хотя ни один монах не смог бы проникнуть в его покои) – вошел в келью и встал у кровати. Он был невысок ростом, сед, одет в длинную монашескую рясу с капюшоном, так что нельзя было разглядеть лица. Евгений привстал, но не посмел подойти. Что-то в облике монаха внушало ему ужас. Евгений ждал, что старец заговорит первым, но не выдержал и спросил.
Евгений:
Кто Вы?
Монах:
Меня послал Тот, чей Дом ты оскверняешь...
Монах говорил на чистом французском языке. Внутренняя паника овладела принцем, но он попытался взять себя в руки. «Это чья-то шутка!», - подумал Евгений. А вслух произнес.
Евгений:
Кто послал тебя? Ваш царь? Что тебе надо от меня?
Монах поднял голову и пронзил Евгения горящим взором. Теперь пасынок Наполеона ясно видел лицо старца. Он запомнит его на всю жизнь.
Монах:
Ты прав! Наш Царь послал меня! Запрети своему войску расхищать монастырь. Не позволяй им красть. Кто вынесет что-либо из обители, обречен на гибель!
Вдруг выражение его лица и голос стали мягче.
Монах:
Если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты, единственный из ваших начальников, возвратишься в своё Отечество целым и невредимым.
Сказав это, монах направился к дверям. Едва переведя дыхание, оробевший принц крикнул ему:
Евгений:
Война! Мы победим?
Монах повернулся и, улыбнувшись, ответил.
Монах:
Нет, война будет проиграна вами. Но для твоих потомков эта земля станет Отечеством.
Пасынок Наполеона лишился чувств.
Утром Евгений Богарне дал приказ основному отряду не заходить в монастырь и ничего не трогать. Сам он, войдя в соборную церковь при гробе преподобного Саввы, увидел на стене образ, в котором он вдруг признал ночного гостя. Это был образ преподобного Саввы Сторожевского – основателя обители. Богарне велел узнать, кем был Савва Сторожевский. Привели монаха, говорящего по-французски. Он рассказал о том, что Савва, будучи совсем юным, нес послушание в обители Сергия Радонежского, он был одним из первых учеников преподобного и принял от него постриг. Инока Савву так уважали за глубокую духовную прозорливость, что доверили ему стать духовником всего братства и даже исполнять обязанности игумена Троице-Сергиева монастыря. Позже, у Звенигорода, преподобный Савва устроил новую обитель, Сторожевскую. Благочестивый монах приучал братию к усердному физическому и духовному труду. Временами он уединялся для молитвы в пещерной келье, которую сам выкопал в овраге. Воспитав многих достойных учеников и завещав им свое детище – Сторожевскую обитель – преподобный Савва мирно преставился в 1406 году. С тех пор у его гроба с открытыми мощами нередко происходят чудеса, в которые трудно поверить. Например, однажды он спас жизнь царю Алексею Михайловичу, явившись перед ним на охоте и отогнав разъяренного медведя одним жестом руки.
Послушав рассказ инока, Евгений Богарне с благоговением поклонился мощам святого, запер соборный храм и приставил к дверям стражу. Через полгода война была проиграна Наполеоном. Евгений Богарне, единственный из главных военачальников, вернулся во Францию живым. Вскоре после наполеоновских войн недалеко от Парижа была построена часовня во имя преподобного Саввы. В 1839 году в Россию приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан и вскоре по страстной любви женился на дочери Николая I Марии Николаевне. Приняв Православие и обвенчавшись с ней, Максимилиан поселился в Санкт-Петербурге, где потомки Богарне жили до революции 17 года.
Весной 1995 года в Звенигородский музей (монастырь был еще зарыт) приехала монахиня одного из православных французских монастырей - семидесятилетняя Елисавета – представительница рода Богарне. По словам матушки, практически все потомки принца Евгения – православные, и носят русские имена. А преподобного Савву почитают как своего небесного покровителя. Второе обретение мощей Преподобного состоялось 23 августа 1998 года. Савва Сторожевский – один из немногих русских святых, который известен и почитаем во Франции не только живущими в стране русскими, но и самими французами.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема