Царь Иоанн Грозный не знал милосердия, покоряя и собирая русские города под единым началом. В феврале 1570 года под натиском опричного войска пал Великий Новгород. Некогда богатый вольный город был разграблен, а сопротивление новгородских жителей жестоко подавлено.
Та же участь ждала и соседний Псков. Псковичи с ужасом ждали войско грозного царя. В летописях от тех дней осталась запись: «Приде царь…с великою яростью, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинные люди и кровь многую пролитии».
Чтобы смягчить сердце жестокого царя, Князь Псковский Юрий по совету юродивого Николая велел жителям города выставить около каждого дома стол с хлебом-солью. Сами же псковичи встали на колени при въезде Иоанна Грозного. Царь смягчился. Он отслужил молебен в Троицком соборе Пскова, а после молебна юродивый Николай подошел к царю и пригласил в свою скромную келью, что ютилась под соборной колокольней.
В чистой келье на столе была разостлана скатерть. На ней же лежал кусок сырого мяса…
Блаженный Николай:
Вот тебе угощеньице, гостюшка дорогой. Покушай, Иванушко, покушай…
Иван Грозный:
Дурное угощенье, убогий… Я христианин. Мяса в пост не ем!
Блаженный Николай:
Ты хуже делаешь!
Иван Грозный:
Чем это я грешен?
Блаженный Николай:
Ты питаешься плотью и кровью человеческой! Ты поганишь дома добрых христиан, грабишь божьи церкви…
Иван Грозный:
Хватит! Замолчи! Так значит меня встречают… Эй, человек!
Вбегает опричник.
Опричник:
Слушаю тебя, государь.
Иван Грозный:
А ну-ка собери ребят посноровистей! И снимайте колокол с Троицкого собора! Да поживей!
Опричник:
А это мы мигом, государь! (Опричник убегает. На ходу кричит)
Ребята, айда на колокольню!
Иван Грозный:
Что теперь, убогий, скажешь? Как тебе мое угощеньице?
Блаженный Николай:
Не трогай нас, прохожий, не трогай! Поди от нас! А то и убежать будет не на чем!
Иван Грозный:
О чем это ты?...
Слышится звон колокола. И вместе с тем совсем рядом ржет и хрипит конь.
Иван Грозный:
Эй, кто там есть?! Что случилось?! Оглохли вы там все что ли?!
Входит конюший, падает на колени.
Иван Грозный:
Конюший? Чего ты ползаешь?! А ну вставай и говори!
Конюший:
Не гневайся, батюшка. Не виноват я. Как ребята твои на колокольню поднялись, так конь твой словно взбесился. Рваться стал, кружить, а потом и вовсе пал бездыханный. Ничего и сделать не успели.
Иван Грозный:
Так вот ты о чем, убогий, говорил… О коне… Убежать будет не на чем… (уверено). А ну, конюший, беги к ребятам-опричникам! Останови их! Колокол пусть не трогают! И пусть все сюда соберутся, на соборную площадь. Хватит, погуляли! Выступаем из города! Я так сказал!
Позже свидетели тех событий вспоминали, что царь Иоанн Грозный бежал из Пскова « …побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом». А благодарные псковичи с тех пор особо почитают юродивого Николая. В народе его прозвали Микола Свят.
Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе Пскова. Такой чести до сей поры удостаивались лишь псковские князья и архипастыри.
Всего через пять лет блаженного Николая Псковского почитали уже как местного святого. Когда в 1581 году на Псков пошел с войском король Польский Стефан Баторий, кузнецу Дорофею явилась Божья Матерь в окружении псковских святых. Среди них был и Блаженный Николай. Согласно этому видению была написана икона Пресвятой богородицы с предстоящими угодниками. Икона до сих пор особо почитаема и отмечена памятным днем в календаре.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема