Царь Иоанн Грозный не знал милосердия, покоряя и собирая русские города под единым началом. В феврале 1570 года под натиском опричного войска пал Великий Новгород. Некогда богатый вольный город был разграблен, а сопротивление новгородских жителей жестоко подавлено.
Та же участь ждала и соседний Псков. Псковичи с ужасом ждали войско грозного царя. В летописях от тех дней осталась запись: «Приде царь…с великою яростью, яко лев рыкая, хотя растерзати неповинные люди и кровь многую пролитии».
Чтобы смягчить сердце жестокого царя, Князь Псковский Юрий по совету юродивого Николая велел жителям города выставить около каждого дома стол с хлебом-солью. Сами же псковичи встали на колени при въезде Иоанна Грозного. Царь смягчился. Он отслужил молебен в Троицком соборе Пскова, а после молебна юродивый Николай подошел к царю и пригласил в свою скромную келью, что ютилась под соборной колокольней.
В чистой келье на столе была разостлана скатерть. На ней же лежал кусок сырого мяса…
Блаженный Николай:
Вот тебе угощеньице, гостюшка дорогой. Покушай, Иванушко, покушай…
Иван Грозный:
Дурное угощенье, убогий… Я христианин. Мяса в пост не ем!
Блаженный Николай:
Ты хуже делаешь!
Иван Грозный:
Чем это я грешен?
Блаженный Николай:
Ты питаешься плотью и кровью человеческой! Ты поганишь дома добрых христиан, грабишь божьи церкви…
Иван Грозный:
Хватит! Замолчи! Так значит меня встречают… Эй, человек!
Вбегает опричник.
Опричник:
Слушаю тебя, государь.
Иван Грозный:
А ну-ка собери ребят посноровистей! И снимайте колокол с Троицкого собора! Да поживей!
Опричник:
А это мы мигом, государь! (Опричник убегает. На ходу кричит)
Ребята, айда на колокольню!
Иван Грозный:
Что теперь, убогий, скажешь? Как тебе мое угощеньице?
Блаженный Николай:
Не трогай нас, прохожий, не трогай! Поди от нас! А то и убежать будет не на чем!
Иван Грозный:
О чем это ты?...
Слышится звон колокола. И вместе с тем совсем рядом ржет и хрипит конь.
Иван Грозный:
Эй, кто там есть?! Что случилось?! Оглохли вы там все что ли?!
Входит конюший, падает на колени.
Иван Грозный:
Конюший? Чего ты ползаешь?! А ну вставай и говори!
Конюший:
Не гневайся, батюшка. Не виноват я. Как ребята твои на колокольню поднялись, так конь твой словно взбесился. Рваться стал, кружить, а потом и вовсе пал бездыханный. Ничего и сделать не успели.
Иван Грозный:
Так вот ты о чем, убогий, говорил… О коне… Убежать будет не на чем… (уверено). А ну, конюший, беги к ребятам-опричникам! Останови их! Колокол пусть не трогают! И пусть все сюда соберутся, на соборную площадь. Хватит, погуляли! Выступаем из города! Я так сказал!
Позже свидетели тех событий вспоминали, что царь Иоанн Грозный бежал из Пскова « …побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом». А благодарные псковичи с тех пор особо почитают юродивого Николая. В народе его прозвали Микола Свят.
Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Троицком соборе Пскова. Такой чести до сей поры удостаивались лишь псковские князья и архипастыри.
Всего через пять лет блаженного Николая Псковского почитали уже как местного святого. Когда в 1581 году на Псков пошел с войском король Польский Стефан Баторий, кузнецу Дорофею явилась Божья Матерь в окружении псковских святых. Среди них был и Блаженный Николай. Согласно этому видению была написана икона Пресвятой богородицы с предстоящими угодниками. Икона до сих пор особо почитаема и отмечена памятным днем в календаре.
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема












