В начале четвертого века казни христиан никого не удивляли. Но в этот раз Антиохия бурлила. Полгорода вышло на площадь посмотреть, как будут мучить пятнадцатилетнюю красавицу Марину, которая еще вчера была невестой Олимврия, правителя города. В роскошных одеждах, украшенную драгоценностями, девушку привели к судейскому помосту, на котором восседал её жених, о котором мечтала добрая половина антиохийских девушек. Он увещевал Марину стать его женой и разделить власть. Для этого красавица должна была только бросить горстку ладана перед статуей императора – обыденное дело для жителей империи. Но Марина отвергла предложение.
Марина родилась во время жесточайших гонений на христиан. Она рано осиротела, и девочку воспитывала кормилица, которая проповедала ей Христа. Но во всей округе не было священника, который мог бы совершить таинство Крещения. Как-то раз Марина гуляла в поле с подругами, а мимо проезжал ОлИмврий. Марина знала, что по приказу императора он разыскивает и предаёт на казнь христиан.
Олимврий же, увидев красивую и скромную девицу, разгорелся страстью и не услышал слов о том, что её жених – Христос. Он приказал доставить Марину в Антиохию. Она так пришлась правителю по сердцу, что вельможа решил жениться на ней и осчастливить сироту. В столице к Марине приставили знатных дам, которые стали обучать девицу манерам, а новоявленный жених, несмотря на протесты девушки, задарил её нарядами и драгоценностями.
Чтобы подчеркнуть, как он сильно любит, Олимврий сделал Марине предложение публично. И получил отказ. И тогда сватовство превратилось в подследственное дело…
Сначала девушку связали и кинули в глубокую бочку. Но веревка развязалась, и Марина выплыла. В этот миг над местом казни воссиял свет, а над головой девушки пролетел голубь. Радостная и спокойная она вышла из бочки, готовая теперь ради своего Небесного Жениха на всё. Её били палками и строгали железными крюками.
За короткое время пятнадцатилетняя девушка преодолела многие искушения. Она легко отказалась от соблазнов плоти – власти и богатства. Она перенесла страшные физические мучения, и не возроптала, а прославила Бога. Существует предание, что ночью, накануне последнего дня мучений, ей в камеру явился сам дьявол. Он нашептывал страдалице на ухо, что никакого Бога нет и её муки напрасны. Но и с этим искушением справилась Марина, поэтому на иконах часто изображается победительницей дракона.
После трёх дней пыток Марине отсекли голову. Воин, который должен был привести приговор в исполнение, видя мужество святой, уверовал во Христа. Он отказывался исполнить волю Олимврия. Но Марина сама попросила его не медлить и отпустить её душу на свободу – к истинному Жениху, встречи с которым она ждала.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер