В начале четвертого века казни христиан никого не удивляли. Но в этот раз Антиохия бурлила. Полгорода вышло на площадь посмотреть, как будут мучить пятнадцатилетнюю красавицу Марину, которая еще вчера была невестой Олимврия, правителя города. В роскошных одеждах, украшенную драгоценностями, девушку привели к судейскому помосту, на котором восседал её жених, о котором мечтала добрая половина антиохийских девушек. Он увещевал Марину стать его женой и разделить власть. Для этого красавица должна была только бросить горстку ладана перед статуей императора – обыденное дело для жителей империи. Но Марина отвергла предложение.
Марина родилась во время жесточайших гонений на христиан. Она рано осиротела, и девочку воспитывала кормилица, которая проповедала ей Христа. Но во всей округе не было священника, который мог бы совершить таинство Крещения. Как-то раз Марина гуляла в поле с подругами, а мимо проезжал ОлИмврий. Марина знала, что по приказу императора он разыскивает и предаёт на казнь христиан.
Олимврий же, увидев красивую и скромную девицу, разгорелся страстью и не услышал слов о том, что её жених – Христос. Он приказал доставить Марину в Антиохию. Она так пришлась правителю по сердцу, что вельможа решил жениться на ней и осчастливить сироту. В столице к Марине приставили знатных дам, которые стали обучать девицу манерам, а новоявленный жених, несмотря на протесты девушки, задарил её нарядами и драгоценностями.
Чтобы подчеркнуть, как он сильно любит, Олимврий сделал Марине предложение публично. И получил отказ. И тогда сватовство превратилось в подследственное дело…
Сначала девушку связали и кинули в глубокую бочку. Но веревка развязалась, и Марина выплыла. В этот миг над местом казни воссиял свет, а над головой девушки пролетел голубь. Радостная и спокойная она вышла из бочки, готовая теперь ради своего Небесного Жениха на всё. Её били палками и строгали железными крюками.
За короткое время пятнадцатилетняя девушка преодолела многие искушения. Она легко отказалась от соблазнов плоти – власти и богатства. Она перенесла страшные физические мучения, и не возроптала, а прославила Бога. Существует предание, что ночью, накануне последнего дня мучений, ей в камеру явился сам дьявол. Он нашептывал страдалице на ухо, что никакого Бога нет и её муки напрасны. Но и с этим искушением справилась Марина, поэтому на иконах часто изображается победительницей дракона.
После трёх дней пыток Марине отсекли голову. Воин, который должен был привести приговор в исполнение, видя мужество святой, уверовал во Христа. Он отказывался исполнить волю Олимврия. Но Марина сама попросила его не медлить и отпустить её душу на свободу – к истинному Жениху, встречи с которым она ждала.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница