В начале четвертого века казни христиан никого не удивляли. Но в этот раз Антиохия бурлила. Полгорода вышло на площадь посмотреть, как будут мучить пятнадцатилетнюю красавицу Марину, которая еще вчера была невестой Олимврия, правителя города. В роскошных одеждах, украшенную драгоценностями, девушку привели к судейскому помосту, на котором восседал её жених, о котором мечтала добрая половина антиохийских девушек. Он увещевал Марину стать его женой и разделить власть. Для этого красавица должна была только бросить горстку ладана перед статуей императора – обыденное дело для жителей империи. Но Марина отвергла предложение.
Марина родилась во время жесточайших гонений на христиан. Она рано осиротела, и девочку воспитывала кормилица, которая проповедала ей Христа. Но во всей округе не было священника, который мог бы совершить таинство Крещения. Как-то раз Марина гуляла в поле с подругами, а мимо проезжал ОлИмврий. Марина знала, что по приказу императора он разыскивает и предаёт на казнь христиан.
Олимврий же, увидев красивую и скромную девицу, разгорелся страстью и не услышал слов о том, что её жених – Христос. Он приказал доставить Марину в Антиохию. Она так пришлась правителю по сердцу, что вельможа решил жениться на ней и осчастливить сироту. В столице к Марине приставили знатных дам, которые стали обучать девицу манерам, а новоявленный жених, несмотря на протесты девушки, задарил её нарядами и драгоценностями.
Чтобы подчеркнуть, как он сильно любит, Олимврий сделал Марине предложение публично. И получил отказ. И тогда сватовство превратилось в подследственное дело…
Сначала девушку связали и кинули в глубокую бочку. Но веревка развязалась, и Марина выплыла. В этот миг над местом казни воссиял свет, а над головой девушки пролетел голубь. Радостная и спокойная она вышла из бочки, готовая теперь ради своего Небесного Жениха на всё. Её били палками и строгали железными крюками.
За короткое время пятнадцатилетняя девушка преодолела многие искушения. Она легко отказалась от соблазнов плоти – власти и богатства. Она перенесла страшные физические мучения, и не возроптала, а прославила Бога. Существует предание, что ночью, накануне последнего дня мучений, ей в камеру явился сам дьявол. Он нашептывал страдалице на ухо, что никакого Бога нет и её муки напрасны. Но и с этим искушением справилась Марина, поэтому на иконах часто изображается победительницей дракона.
После трёх дней пыток Марине отсекли голову. Воин, который должен был привести приговор в исполнение, видя мужество святой, уверовал во Христа. Он отказывался исполнить волю Олимврия. Но Марина сама попросила его не медлить и отпустить её душу на свободу – к истинному Жениху, встречи с которым она ждала.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема