- Встретила сегодня Лену. Помнишь ее? Я рассказывала – учились вместе. Она еще на свадьбе нашей была.
- Мм…Да, что-то припоминаю.
- Ну так вот. Летят с мужем в отпуск. Я поражаюсь. Машина, квартира в кредите на ее родителях. Оба не работают, а отдыхать собрались. Как так можно?
- Да, уж. Умеют же люди жить так как птицы небесные.
- О! Я знаю это выражение. Но мне казалось оно о другом. Или нет?
С этим выражением и в самом деле произошла некоторая путаница.
Происходит оно из Евангелия от Матфея:
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»
О чем же говорит Господь? Господь говорит нам не заботиться сверх меры о еде и одежде, о теле. Потому что душа больше этого.
Потом Спаситель обращает внимание на птиц небесных, живущих беззаботной жизнью.
Сравнивая попечение о птицах, живущих беззаботно с заботой человеке, Господь говорит, что если птицы ничего не делая живут, то неужели человека в его постоянных трудах, Господь оставит? Во всём мы можем полагаться на Господа и Его премудрое промышлЕние о нас.
В народном же употреблении выражение «жить как птицы небесные» - легкомысленно - обрело искаженный смысл и стало означать беззаботную, праздную жизнь.
В контексте сказанного, показательным является диалог студента и нищего из рассказа Ивана Бунина «Птицы небесные»:
«Ветер все сильнее дул в спину, в голову, леденил затылок, делал легкими ноги. Студент с удивлением взглянул в лицо нищего:
- Это тебе-то не плохо? Нищий тоже взглянул ему в глаза.
- А что ж мне? - спросил он. - Беден только бес, на нем креста нет. А я живу себе.
- Живешь, как птицы небесные?
- А что ж птицы небесные? Птицы-звери всякие, они, брат, о раЯх не думают, замерзнуть не боятся.
- А ты что? Философ? Атеист?
- Не понимаю я этих слов.
- Знаю, что не понимаешь. Я хотел спросить: в Бога-то ты веришь?
Нищий подумал.
- В Бога нет того создания, чтоб не верило, - твердо сказал он».
Так и любому христианину стоит жить с надеждой на Бога.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема