Жизнь Церкви сравнима с человеческой судьбой. Было благодатное время младенчества ‒ апостольский век, ‒ когда полнота веры была дана просто так, даром; была юность, способная к необыкновенным порывам, к бескомпромиссности мученичества, исповедничества, когда человек, бывало, еще не приняв крещения, просто говорил: «Я ‒ христианин», зная, что вслед за этим последует смерть; было время зрелости, когда создавалась великая христианская цивилизация, искусство; и есть время мудрости, когда накоплен огромный опыт, знания, но чувствуется недостаток сил.
Жизнь человека в Церкви тоже проходит через несколько этапов; каждый этап отличается своими возможностями. Вот ребенок рождается в мир и живет в своей семье. В дошкольном периоде его познание иррационально и чувственно. В храме он должен видеть, слышать, осязать, ощущать. Кроме того, его познание образно: ему нужны картинки. И вот познание человека, только-только пришедшего в Церковь и переживающего ошеломляющую встречу с благодатью, тоже иррационально, тоже образно: он запоминает какие-то явления, какие-то откровения, данные ему через людей или через моменты богослужения. А потом приходит время учебы. В семь лет дети идут в школу, человека учат писать, читать, он должен научиться воспринимать тексты, должен научиться понимать чужие мысли, чужие произведения... Вот такой этап школы, этап ученичества наступает и в жизни церковного человека: он должен читать, воспринимать, узнавать. Он должен себя ощутить школьником.
Иногда прихожанин действительно становится учеником ‒ воскресной школы при храме, семинарии или богословского института, но он может пойти и по непростому пути самообразования. И тут человек может искать и читать те книги о богослужении, которые близки его натуре и понятны ему на данном этапе. Хорошо просто-напросто читать церковный календарь на каждый день: там встретится несколько непонятных слов, но понятыми будут имена и названия праздников. Семь-восемь строк богослужебных указаний на каждый день ‒ это тоже прекрасная школа, если она систематически осуществляется в жизни человека. Если душе и уму этого не хватает, человек может брать уже богослужебные книги.
Первой такой легкой богослужебной книгой может стать Часослов. С Часословом удобно стоять перед Литургией на службе часов и следить за тем, что читает чтец. Ещё одним очень простым способом вхождения в богослужение является чтение полагающихся в этот день Апостола и Евангелия.
Человек грамотный, имея Апостол и Евангелие, имея церковный календарь, легко узнает, что сегодня читается, и сможет прочесть тексты перед службой. Это лёгкий, компактный способ приготовления к богослужению, но одновременно и трудный, потому что требует колоссальной дисциплины. Такая подготовка к участию в службе очень действенна.
Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 135 зач., VI, 12-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В преддверии Великого поста многие верующие задумываются о смысле предстоящего подвига. И, если в необходимости молиться и творить добрые дела никого убеждать не надо, так как эта необходимость и так очевидна, то пищевая дисциплина нередко кажется просто пренебрежением к телу и телесным нуждам. Как будто бы Церковь говорит человеку: наконец хотя бы в пост, отвернись от нужд тела и обрати внимание на нужды души! Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 6-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
С начала активной проповеди Церкви прошло уже более 30 лет, казалось бы, написано и сказано о посте уже очень много... и всё же с завидным упорством перед началом поста у многих людей возникает вопрос: что можно и чего нельзя делать в это время? Некоторых людей в Церкви подобные вопросы смущают, а иногда даже и возмущают, ведь уже всем всё понятно. Однако не думаю, что смущение или возмущение — это правильная реакция. Мы же не возмущаемся тому, что каждый год в школу идут тысячи первоклассников. Конечно, если в школе кто-нибудь остаётся на второй год, надо разбираться, ведь дело, может быть, как в ученике, который не хочет учиться, так и в учителе, который неправильно организовал обучение. Ситуации бывают разные.
Контекст, в котором писал апостол Павел был несколько иным, но суть проблем была отчасти схожей: среди его учеников были те, кто только узнавал основы христианства, кого можно было бы сравнить с первоклассниками, и те, кто задавал сложные вопросы, не свойственные новоначальным. В данном случае речь шла о дисциплине в еде и половых отношениях. Сложность была в том, что христианство, с одной стороны, не запрещает их, с другой, не предполагает полной вседозволенности, призывая сохранять некоторый порядок в подобных вопросах. Всегда проще воспринимать либо строго запрещённое, либо полностью разрешённое, ведь в таком случае никакой нравственной работы человеку проводить не нужно. Однако апостол Павел призывает учеников к пути по-настоящему трудному. В человеке есть разные способности и все они благословлены Богом, все он может реализовывать... В то же время, ими важно научиться пользоваться так, чтобы это было полезно. Земное тело и его нужды временны, но тело участвует в замысле Божием и оно важно настолько, что Сам Бог воплотился.
Во многих местах своих посланий апостол Павел говорит о пище в положительном смысле, но тело не для пищи. Пища существует лишь для того, чтобы поддержать тело для реализации Божьего замысла в мире. И заключается этот замысел в том, что мы учимся любви и реализуем любовь на всех уровнях: духовном, душевном и телесном. Заметим, что, говоря об отношениях полов, апостол не говорит об отношениях супружеских, как о чём-то недолжном, но говорит так только о блуде, потому что в нём человек отвращается от Бога и весь отдаётся эгоистической любви к себе, не любя другого. Используя тело не по назначению, мы грешим против самих себя, и в этом идём против Бога. В пост мы призваны не отказаться от нужд тела, не пренебречь ими... Мы призваны задуматься о том, почему Бог сотворил нас телесными и как использовать тело по Божьему, так, чтобы не только телу, но и всему человеку, это было полезно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Лобачевский

Николай Иванович Лобачевский, один из первооткрывателей неевклидовой геометрии, выразил свои жизненные и моральные принципы в своей статье «Речь о важнейших предметах воспитания». Все начала нравственности, считал Лобачевский, проистекают из любви к ближнему, которую вложил в сердце человека мудрый Творец. Этой любовью к людям, желанием постоянного служения тем, кто рядом, руководствовался в своей жизни великий русский математика.
Интерес к цифрам и расчётам, как утверждал сам Лобачевский, передался ему от отца, уездного архитектора. Матери же Николай Иванович был благодарен, что она заметила его способности и определила в гимназию, несмотря на бедность семьи. По окончании гимназии, в 1807 году, 14-летний Лобачевский поступил в Казанский университет. Уже спустя три года молодой человек опубликовал в газете «Казанские известия» первую научную статью — отчёт о наблюдениях за пролётом Большой кометы. А уже в следующем, 1812-м году, Николаю Ивановичу доверили чтение публичного курса арифметики и геометрии для чиновников. Те, кто посещал эти лекции Лобачевского, отмечали, как увлекательно, с какой глубиной и ясностью излагает материал молодой преподаватель. На лекциях Лобачевского в аудитории яблоку негде было упасть. Николаю Ивановичу исполнилось всего 22 года, когда решением университетского совета ему присвоили звание профессора, а в тридцать пять лет Лобачевский возглавил университет, став его ректором. В «Летописи Казанского университета» один из студентов оставил о ректоре такие воспоминания: «Лобачевского окрыляла сама жизнь. Идеи одна за другой возникали у него вследствие неустанной работы духа».
Благодаря идеям и стараниям Лобачевского в 30-е-40-е годы XIX века в Казанском университете произошло немало изменений к лучшему. Появилась астрономическая обсерватория, отдельные здания были построены для библиотеки и лабораторий. «Лобачевский старался по возможности доставить удобство и спокойствие всем», — говорится в Летописи Казанского университета.
В сентябре 1830-го года в Казань пришла холера. В первые же дни эпидемии Лобачевский остановил все лекции и переоборудовал университетские корпуса под изоляторы и лазарет. По распоряжению Николая Ивановича, больные и те, кто находился на изоляции, бесплатно получали пищу и всё необходимое. На деятельность Лобачевского во время холеры обратил внимание император Николай I, и выразил учёному личную благодарность.
Лобачевский всегда оказывал поддержку тем, кто тянулся к знаниям. Однажды к нему в дом невесть откуда явился крестьянин в лаптях и пыльном армяке. Оказалось, что он пешком пришёл из своей деревни в город, чтобы учиться грамоте. Добрые люди ему подсказали, что барин Лобачевский сможет помочь. И Николай Иванович, действительно, с радостью помог. Он лично стал заниматься с крестьянином, и через полгода тот вернулся домой, умея читать, писать и считать. Вскоре Лобачевский получил от него письмо — новые знания помогли крестьянину устроиться на должность управляющего поместьем.
Близкие друзья Лобачевского говорили, что он не знал ни минуты отдыха. Помимо преподавательской и просветительской деятельности вёл большую научную работу. В 1832 году увидел свет его главный труд — разработки по неевклидовой геометрии. Геометрия Евклида, считал Лобачевский — это лишь один из возможных взглядов на пространство. Существуют и другие, выходящие за пределы нашего привычного осмысления. Исследования Николая Ивановича были настолько новаторскими, что при жизни учёного оказались попросту недоступными пониманию его современников. Зато будущие поколения смогли по достоинству оценить уникальный вклад учёного в науку. Увы, десятилетия напряжённой работы дали о себе знать — Лобачевский начал слепнуть. В последние годы жизни он уже не мог передвигаться без посторонней помощи — в университетскую аудиторию его под руку вводила жена. Скончался учёный в феврале 1856-го года, оставив ученикам наказ: «Земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний, и передать его другим».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Подарим незрячей Вике и другим детям возможность заниматься в Елизаветинском саду

Мир в полной темноте, наполненный множеством звуков и ароматов — именно так воспринимает его восьмилетняя Вика. Девочка с рождения ничего не видит и с тем, что вокруг, знакомится только на ощупь. Это даётся ей крайне непросто. Ведь помимо проблем со зрением, у неё есть двигательные нарушения.
Вика с мамой живут в подмосковном городе Ногинске, здесь нет подходящих мест для развития детей с инвалидностью. Поэтому несколько раз в неделю они приезжают в Москву, в Елизаветинский детский сад. Там помогают ребятам нарушениями опорно-двигательного аппарата. Заботливые воспитатели не только ухаживают за особенными ребятами, но и развивают их способности, дают возможность научиться новому. И всё это абсолютно бесплатно.
Каждый день в саду наполнен для Вики удивительными открытиями: от звука клавиш пианино, до формы самых разных предметов, которые она изучает при помощи пальцев. С поддержкой воспитателей девочка исследует мир шаг за шагом.
«Важно запастить терпением и сохранять позитивный настрой, тогда всё получится — рассказывает воспитатель Наталья Юрьевна. — Работа крайне непростая, но, когда понимаешь, что кому-то стало легче, это даёт силы трудиться и помогать дальше».
Елизаветинский сад стал незаменимым помощником не только для Вики и её мамы, но и для многих других семей. Пока особенные дети находятся в надёжных руках, осваивают разные навыки и учатся самостоятельности, родители могут заняться работой или домашними делами.
Чтобы проект продолжал дарить особенным детям профессиональную помощь и заботу, ему необходима регулярная поддержка. Узнать об этом больше и сделать любой благотворительный взнос можно на сайте Елизаветинского детского сада.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов