Давным-давно это было, в деревне, где исстари жили нивхи — народность, обитающая на острове Сахалин и в низовьях Амура.
Пришла пора одному молодому нивху жениться, а ему все невесты нехороши.
— В Заморском царстве и девушки красивее, и обычаи лучше, — говорит он отцу. — Там никто смотрин не устраивает и за невесту зазря выкупа не отдаёт.
— Как же так? Всегда так было: кто сватает девушку, тот и платит за неё выкуп, — удивляется отец.
А молодой нивх ему в ответ:
— Наши обычаи давно устарели. Вот в Заморском царстве за приданого в два раза больше выкупа дают. Поехали туда сватать мне невесту!
Чего не сделаешь ради единственного сына? Отправились нивхи на лодке в Заморское царство. Доплыли до того места, где голубые воды Амура с жёлтыми водами другой реки сливаются, так и до места добрались.
Ходят нивхи по городским улицам, диву даются. Дома высокие, крыши чуть ли не до неба достают, по деревьям обезьяны прыгают, и народу такое множество, что не протолкнуться. Все что-то продают, покупают, меняют.
Начали нивхи спрашивать на рынке, где тут можно невест найти, желательно из царского рода, да никто их языка не понимает. С трудом нашли они какого-то переводчика-толмача, которых их в большой дом привёл.
В комнате девушки в ряд стоят, за спиной у каждой раб, рядом приданое горой навалено. На невестах халаты, расшитые золотыми драконами, шляпы с бубенчиками, в руках веера из рисовой бумаги, а лица у всех под покрывалом спрятаны.
— Мне бы хоть на одну поглядеть! — просит молодой нивх.
— Нельзя, у нас другие обычаи, — говорит переводчик. — На царских дочерей до свадьбы нельзя глядеть — ослепнешь.
Видит молодой нивх, что за одной невестой не один, а сразу два раба стоят, обрадовался.
— Похоже, из царских дочерей эта самая царская. Её выбираю!
Хороший выкуп отдали нивхи за девушку: сто соболей, сто выдр, сто белок. Невесту на руках рабы в лодку занесли, следом загрузили и её приданое.
Вся деревня собралась в дом нивхов на заморскую невесту поглядеть. А как открыл жених покрывало, гости разбежались, кто куда. Многие нивхи никогда ведь прежде обезьян не видели, тем более таких больших, ростом с человека, вот поначалу и испугались. Сорвала дрессированная обезьяна с себя наряды, и убежала в лес на свободу.
Долго потом над парнем в деревне смеялись: вот так царскую дочь привёз! Ай да красавица! Только отцу жениха не до смеха было, ведь приданое тоже оказалось обманным: вместо чая — сухие листья, вместо рисовой муки — песок.
С той поры спеси у парня заметно поубавилось, стал он уважать обычаи своих предков. А в жёны молодой нивх девушку из соседнего стойбища взял, так-то оно надёжнее.
Не выпускать руки. Ксения Хайсанова

Я с детства не помню себя вне стен Храма. Родители смогли посеять в сердце главное: любовь к Богу. Мама и папа оказались в Церкви, потому что им было страшно за меня, непонятно как жить. Когда я родилась, врачи поставили диагноз — Детский церебральный паралич. Родители не опустили руки — лечили меня, старались сделать всё, чтобы болезнь отступила настолько, насколько это возможно. Не всегда эти усилия приносили результат. И родителям было горько. Только сейчас, взрослея, я понимаю, как им было тяжело и больно.
Так мама и папа оказались на пороге храма. То обретая, то снова теряя веру в возможность моего исцеления, они шли к Тому, кто может дать неоскудевающую надежду... К Богу.
При этом мои удивительные родители смогли сделать так, что болезнь не стала для меня трагедией. Конечно, я понимала, что не могу ощущать свободу в собственном теле, бегать или прыгать, но тогда не предъявляла претензий Богу, на задавала вопроса: «Почему я болею?».
Встать на ноги хотелось. И мы молилась о том, чтобы Господь меня исцелил. Причем я не сомневалась, что это может произойти в любую секунду. Так и жили. Любили друг друга. Ходили в храм.
Вопрос «Почему это со мной?» возник в 14 лет. Было невыносимо тяжело чувствовать собственную слабость и зависимость от других. А потом пришло понимание: когда я принимаю обстоятельства своей жизни, хотя бы стараюсь с ними согласиться, Господь укрепляет, и моя немощь становится переносимой, получается жить в этих обстоятельствах счастливо и с благодарностью.
Да, я больна. Мне двадцать с небольшим, и я не могу самостоятельно пойти туда, куда хочется, требуется сторонняя помощь. А чтобы улучшить качество жизни необходимо много тренироваться. Но со мною Господь, и Он держит за руку, а значит, всё можно перенести и нечего бояться.
Только не надо выдергивать руку из Его любящей десницы. Больше я не задаю себе или Богу вопрос: «почему же?», и даже вопрос: «для чего?». Я учусь доверять Богу, который выбрал для меня такой путь. Наверное, именно эти жизненные обстоятельства и строят мое спасение. Но из сердца никуда не ушла детская уверенность в том, что если Господь посчитает нужным, то исцелит. В одно мгновение.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение
«Роль молитвы в жизни христианина». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) говорили о роли и значении молитвы в жизни христианина на основе книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе».
Разговор шел о том, к какой молитве должен стремиться христианин, почему так важна соборная молитва во время богослужений, в особенности, на Литургии, а также как могут быть связаны обращение к Богу и познание самого себя.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Чтобы семья Натальи жила в тепле и безопасности

Семья Бакитько – муж, жена и двое маленьких детей – живут в небольшом посёлке в Луганской области, пострадавшем от боевых действий. Несмотря на все испытания супруги сами не падают духом и не дают унывать другим. Они заботятся об одиноких стариках, а ещё не так давно организовали пункт выдачи гуманитарной помощи. Кроме этого, глава семьи своими силами соорудил для всех колодец, ведь посёлок остался без воды.
Полтора года назад супруги, тогда ещё без детей, ютились в разрушенной снарядами пятиэтажке. Их квартира чудом уцелела – единственная во всём здании, но оставаться долго в ней было нельзя. Добрые люди помогли семье перебраться в частный старый дом. Внутри он сильно обветшал, и супруги начали самостоятельно приводить его в порядок. На выручку им пришли соседи и православная служба «Милосердие Казань». Сотрудники и волонтёры службы регулярно поддерживают жителей Луганской Народной Республики, в том числе привозят гуманитарную помощь и не только. Семье Бакитько передали нужные стройматериалы и помогли с ремонтом, который завершился этой весной. А недавно для них закупили генератор и солнечные батареи, чтобы в доме были свет и тепло.

Сейчас сотрудники службы «Милосердие Казань» хотят поддержать семью Фроловых из Саратовской области. Наталья с сестрой и тремя детьми живут в старом сельском доме. Там чисто, светло и уютно, но при этом сыро и холодно. Недавно сломался их газовый котёл и его необходимо заменить. Обе женщины работают, но позволить себе новый котёл не могут.
На сайте православной службы «Милосердие Казань» открыт сбор на помощь семье с тремя детьми, и у вас есть возможность принять в нём участие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов