Давным-давно это было, в деревне, где исстари жили нивхи — народность, обитающая на острове Сахалин и в низовьях Амура.
Пришла пора одному молодому нивху жениться, а ему все невесты нехороши.
— В Заморском царстве и девушки красивее, и обычаи лучше, — говорит он отцу. — Там никто смотрин не устраивает и за невесту зазря выкупа не отдаёт.
— Как же так? Всегда так было: кто сватает девушку, тот и платит за неё выкуп, — удивляется отец.
А молодой нивх ему в ответ:
— Наши обычаи давно устарели. Вот в Заморском царстве за приданого в два раза больше выкупа дают. Поехали туда сватать мне невесту!
Чего не сделаешь ради единственного сына? Отправились нивхи на лодке в Заморское царство. Доплыли до того места, где голубые воды Амура с жёлтыми водами другой реки сливаются, так и до места добрались.
Ходят нивхи по городским улицам, диву даются. Дома высокие, крыши чуть ли не до неба достают, по деревьям обезьяны прыгают, и народу такое множество, что не протолкнуться. Все что-то продают, покупают, меняют.
Начали нивхи спрашивать на рынке, где тут можно невест найти, желательно из царского рода, да никто их языка не понимает. С трудом нашли они какого-то переводчика-толмача, которых их в большой дом привёл.
В комнате девушки в ряд стоят, за спиной у каждой раб, рядом приданое горой навалено. На невестах халаты, расшитые золотыми драконами, шляпы с бубенчиками, в руках веера из рисовой бумаги, а лица у всех под покрывалом спрятаны.
— Мне бы хоть на одну поглядеть! — просит молодой нивх.
— Нельзя, у нас другие обычаи, — говорит переводчик. — На царских дочерей до свадьбы нельзя глядеть — ослепнешь.
Видит молодой нивх, что за одной невестой не один, а сразу два раба стоят, обрадовался.
— Похоже, из царских дочерей эта самая царская. Её выбираю!
Хороший выкуп отдали нивхи за девушку: сто соболей, сто выдр, сто белок. Невесту на руках рабы в лодку занесли, следом загрузили и её приданое.
Вся деревня собралась в дом нивхов на заморскую невесту поглядеть. А как открыл жених покрывало, гости разбежались, кто куда. Многие нивхи никогда ведь прежде обезьян не видели, тем более таких больших, ростом с человека, вот поначалу и испугались. Сорвала дрессированная обезьяна с себя наряды, и убежала в лес на свободу.
Долго потом над парнем в деревне смеялись: вот так царскую дочь привёз! Ай да красавица! Только отцу жениха не до смеха было, ведь приданое тоже оказалось обманным: вместо чая — сухие листья, вместо рисовой муки — песок.
С той поры спеси у парня заметно поубавилось, стал он уважать обычаи своих предков. А в жёны молодой нивх девушку из соседнего стойбища взял, так-то оно надёжнее.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема