Прежде, чем прозвучит наша закладка, оговорюсь: русская книга, о которой пойдет речь, подготовлена к изданию на самом краю нашего отечества – в приморском Владивостоке. Это десятое ¬по счету издание легендарных посмертных записок адмирала Геннадия Невельского названных «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России». Книга выпущена в год 200-летнего юбилея со дня рождения её автора, без героических трудов которого восточные границы нашей страны могли быть иными, – коротко говоря, без Приамурья и Сахалина.
Самое же первое издание записок адмирала состоялось в далёком 1878-м.
Весенними же днями 2014-го, когда я получил эту книгу и сел за неё, изумляясь полиграфическому качеству и аппарату красочных фолиантов, в Москву приехал за наградой, присужденной двухтомнику, его издатель – Александр Колесов, главный редактор и директор легендарного дальневосточного «Рубежа».
…Завершая свой труд, Геннадий Иванович Невельской взялся подвести черту, торжественно поясняя самую суть немеркнущего в веках подвига своих соратников-офицеров. Он рассказал о рискованных военных постах, напомнил о найденных под сахалинской землею природных богатствах, поведал о внимании к обычаям инородцев, о сложившемся русском влиянии, – обо всём, что убедило генерал-губернатора воспринять эту землю – цитирую – «как бы давно принадлежавшею России».
Я не смог отказать в удовольствии, послушать чтение из финала записок адмирала Невельского именно в исполнении его сегодняшнего издателя и записал Колесова прямо на улице, в центре столицы, под шум большого города.
«…Наконец, они, всеми упомянутыми действиями своими, совершенными вне данных им повелений, единственно по усмотрению и под свою ответственность, фактически доказали правительству, что только в при-амурском и при-уссурийском бассейнах с омывающим их морем и возможно создать надлежащее политическое значение России на отдаленном ея Востоке и школу для образования экипажей нашего флота…»
Подчеркну, что впервые – за сто тридцать шесть лет после первого выпуска – героические записки адмирала Невельского выходят в своем неповреждённом цензорами и политиками виде, да еще с восьмисотстраничным комментарием ученого-архивиста Михаила Высокова. В добавление к трем памятникам адмирала, уже сооруженным в России – «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке…» – я считаю – четвёртым. И если бы кто-нибудь, не ёрничая, на полном, так сказать, серьёзе спросил меня, как любить свою Родину, я бы ответил: как это делал автор «Острова Сахалин» Антон Павлович Чехов или морской адмирал Геннадий Иванович Невельской.
«…Вот почему деятельность наших морских офицеров, составляющих экипаж транспорта «Байкал» в 1849 году и затем амурскую экспедицию с 1850 по исход 1855 года, преисполненная гражданской доблести, отваги и мужества, представляет незыблемое основание к окончательному присоединению к России в 1856 году при-амурскаго и при-уссурийскаго края и одну из видных страниц истории нашего флота и истории отдаленного Востока.
Я имел счастие начальствовать этою экпедициею и потому счел своею священною обязанностию изложить эти события с фактическою точностию, в последовательном порядке».
Добавлю (и напомню себе), что дальневосточный издатель Александр Колесов, который стоя на московской улице читал нам сейчас из адмирала Невельского, более двадцати лет открывает для жителей «центра» некую Новую землю нашей культуры. В этом, кажется, есть его предназначение и судьба, схожая в своём векторе с адмиральской.
…Есть, есть ещё люди, которые знают, что такое «патриотизм» не по Словарю иностранных слов или газетной статье. С Божией помощью они целодневно работают во славу отечества, оглядываясь на образцы, оставленные нам великими предками. И нередко придают этим образцам – как, например, посмертным запискам Геннадия Невельского – обновленное, сильное, живое дыхание.
Помогай им Бог.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема