
Я полюбила закаты. Конечно, мне всегда нравилось вечернее небо, окрашенное заходящим солнцем в различные оттенки красного. Но сейчас отношение к этому промежутку времени стало особенно трепетным. Можно сказать, личным, интимным. Возраст такой пришёл. Предзакатный. И краски солнца, уходящего в неведомые чудесные дали, вселяют в сердце тишину и покой.
Знаете, а ведь был уже в моей жизни закат. Правда, не такой красивый. И наступил он неожиданно, в одно мгновение. До 30 лет всё мчалась куда-то в погоне за женским счастьем. Я не понимая, что мой внутренний навигатор испорчен и ведёт в преисподнюю. Крещенная в детстве, легкомысленно называла себя православной. Доказательством этого факта считала наличие на шее небольшого латунного крестика. Мол, даже когда в советское время училась на журфаке, носила его тайком, прикрепив булавой под одеждой. Я бы так бессмысленно и проскакала по жизни, если бы не молитвы мамы. И милость Господа.
В 30 лет я попала под машину. Под истошный скрежет тормозов резко оборвался мой день. Двое суток ночи, проведённой в реанимации, не помню совсем. Уже в палате на короткое время словно вынырнула из темноты. Странно, но в памяти отпечатались обломки ногтей с запекшейся под ними то ли грязью, то ли кровью. Жалкие остатки маникюра. «Обидно, я так долго их отращивала», — подумала я. И снова провалилась в ночь.
А потом начался рассвет. Медленный, иногда даже слишком, мучительно неторопливый. Сначала я стала различать лица. Такое родное и страдающее — лицо мамы, шепчущей молитву. Озабоченное — доктора. На рентгеновском снимке он увидел мой рассыпавшийся на кусочки позвонок и категорически запретил даже шевелиться. Испуганные лица друзей. Они спешили навестить меня. Им не удавалось скрыть страха, что наша встреча может оказаться последней. Наверное, их любовь ко мне тоже была молитвой.
Руками хирургов Господь сотворил чудо. Ожидавшая меня обездвиженность растворилась в набиравшем силу рассвете. Постепенно проявились очертания того, что существовало вокруг. А главное, — внутри меня самой. Ох, далеко не всё там выглядело благообразно... Особенно при свете Истинного Солнца.
Его лучи светили со страниц Евангелия. Я прочитала в жизни столько книг, но среди них, не было главной. Евангелие я тогда открыла впервые.
И я начала двигаться. Пошла. И физически, и в духовном смысле. Спотыкаясь, даже падая, я пошла к Храму, к Церкви, к Таинствам, ко Христу.
Теперь знаю, что настоящий закат неизбежен, но его не надо бояться. Из нашего окна каждый вечер открывается величественная картина заходящего солнца. Дай Бог быть причастной этой красоте.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 83 зач., II, 28 - III, 18.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на декларируемое равенство всех людей между собой, в обычной жизни люди любят выделяться и нередко считают себя лучше других. Кто-то говорит о своём богатстве, кто-то об образовании и развитии науки, кто-то о древности своего учения... Может показаться, что христиане в этом смысле не исключение, ведь и мы подчёркиваем истинность и моральную высоту своих представлений. Но к какому поведению эти представления подталкивают христиан? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Глава 3.
1 Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
5 Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).
6 Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?
7 Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника?
8 И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
Иногда кажется, что для того, чтобы гордиться, человеку нужно быть очень богатым, знаменитым или обладать властью. Конечно, все эти вещи нередко оказываются плодородной почвой для гордости, однако реальный опыт говорит о том, что человек в своём сердце может считать себя лучшие других и без особых на это причин. Я как-то беседовал с одной женщиной, которая, выходя за муж по расчёту, говорила, что её цель в том, чтобы улучшить породу. Судя по всему, в планах было родить гениального учёного. Однако сын, который уже родился и вырос не стал никаким учёным, с матерью практически не видится и своей семьи создавать не собирается. Кажется, что, собравшись улучшать породу, та женщина забыла о самом главном — духовном воспитании.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел рассуждает о преимуществах иудеев над язычниками. Речь, конечно, о преимуществах в отношениях с Богом. И первоначально он подчёркивает, что у иудеев есть преимущество во всех отношениях, ведь они получили откровение, то есть были научены. Однако затем, как будто бы споря сам с собой, он приходит к тому, что всё равно совершенных людей перед Богом нет и Он верен нам не из-за нашей верности, а по Своей собственной любви. Впрочем, апостол подчёркивает, что проявление Божией милости не повод для грешника грешить. Так или иначе, вывод Павла прост: так как все грешат, у иудеев на самом деле никакого преимущества нет. Но что же есть? А есть вот что: большая ответственность, потому что, если тебе много дано — много спросится. И если ты думаешь, что у тебя есть в чём-то преимущество и хочешь становиться ещё лучше или хочешь, чтобы лучше становились твои дети, то первое, что тебе стоит помнить: развивай не только тело, не только интеллект, но и душу... Многим эта мысль покажется чем-то очень простым и ясным, но на деле о ней часто забывают. Праведен не тот, кто родился в правильной семье, не тот, кто получил правильное образование и даже воспитание, но тот, кто искренне стремится к праведности в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений