
Я полюбила закаты. Конечно, мне всегда нравилось вечернее небо, окрашенное заходящим солнцем в различные оттенки красного. Но сейчас отношение к этому промежутку времени стало особенно трепетным. Можно сказать, личным, интимным. Возраст такой пришёл. Предзакатный. И краски солнца, уходящего в неведомые чудесные дали, вселяют в сердце тишину и покой.
Знаете, а ведь был уже в моей жизни закат. Правда, не такой красивый. И наступил он неожиданно, в одно мгновение. До 30 лет всё мчалась куда-то в погоне за женским счастьем. Я не понимая, что мой внутренний навигатор испорчен и ведёт в преисподнюю. Крещенная в детстве, легкомысленно называла себя православной. Доказательством этого факта считала наличие на шее небольшого латунного крестика. Мол, даже когда в советское время училась на журфаке, носила его тайком, прикрепив булавой под одеждой. Я бы так бессмысленно и проскакала по жизни, если бы не молитвы мамы. И милость Господа.
В 30 лет я попала под машину. Под истошный скрежет тормозов резко оборвался мой день. Двое суток ночи, проведённой в реанимации, не помню совсем. Уже в палате на короткое время словно вынырнула из темноты. Странно, но в памяти отпечатались обломки ногтей с запекшейся под ними то ли грязью, то ли кровью. Жалкие остатки маникюра. «Обидно, я так долго их отращивала», — подумала я. И снова провалилась в ночь.
А потом начался рассвет. Медленный, иногда даже слишком, мучительно неторопливый. Сначала я стала различать лица. Такое родное и страдающее — лицо мамы, шепчущей молитву. Озабоченное — доктора. На рентгеновском снимке он увидел мой рассыпавшийся на кусочки позвонок и категорически запретил даже шевелиться. Испуганные лица друзей. Они спешили навестить меня. Им не удавалось скрыть страха, что наша встреча может оказаться последней. Наверное, их любовь ко мне тоже была молитвой.
Руками хирургов Господь сотворил чудо. Ожидавшая меня обездвиженность растворилась в набиравшем силу рассвете. Постепенно проявились очертания того, что существовало вокруг. А главное, — внутри меня самой. Ох, далеко не всё там выглядело благообразно... Особенно при свете Истинного Солнца.
Его лучи светили со страниц Евангелия. Я прочитала в жизни столько книг, но среди них, не было главной. Евангелие я тогда открыла впервые.
И я начала двигаться. Пошла. И физически, и в духовном смысле. Спотыкаясь, даже падая, я пошла к Храму, к Церкви, к Таинствам, ко Христу.
Теперь знаю, что настоящий закат неизбежен, но его не надо бояться. Из нашего окна каждый вечер открывается величественная картина заходящего солнца. Дай Бог быть причастной этой красоте.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается, что человек, некоторое время поживший христианской жизнью и привыкший к церковной дисциплине, начинает судить других по той мере, которой достиг сам. Формально он знает, что главным в его отношении к окружающим должна быть любовь, но не всегда понимает, как на практике соединить любящее отношение с приверженностью к дисциплине? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Любовь и приверженность дисциплине могут быть очень разными. Ведь одно дело влюблённость, другое родительское чувство, третье дружеское... Мы понимаем, что в них есть много общего, что позволяет называть эти явления «любовью», но в то же время прекрасно осознаём существующую между ними разницу. Похожим образом приверженность к дисциплине может быть связана со стремлением к порядку, а может быть проявлением жестокости и желания проявить власть. Но самое главное, что на эмоциональном уровне любовь и дисциплина кажутся людям вещами несовместимыми. Кому в голову не приходили мысли о родителях: «если они мне этого не разрешают, значит они меня не любят»? Речь может идти о чём угодно: в детстве о конфетах и мультфильмах, в подростковом возрасте о прогулках с друзьями или какой-нибудь покупке. И, конечно, подобные мысли посещают нас и во взрослой жизни: если кто-то с нами строг, значит за что-то невзлюбил, если по-настоящему любит — требования должны быть самыми мягкими.
Для общины Коринфа апостол Павел был отцом и основателем. Он очень любил своих учеников, о чём писал не раз. Однако в отрывке, который мы сегодня услышали, апостол выглядит скорее строгим, чем любящим. Ведь собираясь к ним уже третий раз, апостол пишет, что не пощадит тех, кто согрешил и не покаялся. Конечно, нужно понимать, что воспитательная мера у него была только одна: лишение церковного общения. Он не мог наказать ни физически, ни финансово, он мог только свидетельствовать перед лицом Церкви, что человек, выбравший грех, не может быть частью Тела Христова. Но было ли это свидетельство чем-то лёгким и простым для самого апостола? Очевидно, нет. Почему апостол и пишет, что опасается, как бы ему, прибыв в Коринф, не найти некоторых общинников погрязшими в раздорах, зависти, гневе, ссорах, гордости и прочих беспорядках. И тяжело это для него потому, что в своей любви к ученикам он практически ассоциирует себя с ними перед лицом Божиим, так что их унижение воспринимается им как своё собственное. Он радуется вместе с ними их духовным победам, но и плачет вместе с ними, когда они переживают падения. Апостол не отворачивается с брезгливостью от тех, кто согрешил, но переживает за них. В этом смысле его любовь безусловна и направлена как на праведников, так и на грешников. Он строг ко грешникам, но это отрезвляющая строгость, цель которой не оттолкнуть, но привести к покаянию и возвращению.
Стремясь подражать апостолу, будем в первую очередь требовательны к себе. О тех же, за кого чувствуем ответственность, будем в первую очередь молиться, чтобы Бог направил их ко спасению. А если и понадобиться указать кому-то на церковную норму, всеми силами постараемся, чтобы в наших словах слышалась братская любовь и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность готовить еду и мыться для семьи из отдалённого села Луганской области

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Русской Православной Церкви. Служба приходит на выручку тем, кто находится в сложных обстоятельствах, в том числе жителям новых регионов России. Волонтёры проекта «Милосердие Казань» регулярно выезжают в бедствующие населённые пункты, ухаживают за одинокими стариками и не только, помогают в ремонте и уборке, узнают о том, что необходимо людям и стараются закрыть самые срочные просьбы.
Недавно к волонтёрам службы обратился священник Александр Беспалов из Луганской епархии с просьбой подержать семью из отдалённого села Райгородка. Туда редко ходят автобусы и добраться до него крайне сложно. В этом селе живут бабушка Ирина Фёдоровна, дочь Елена и внучка Александра. Их дом сильно обветшал и требует серьёзного ремонта. Тем не менее семья старается поддерживать внутри порядок и уют. Только это непросто, когда в помещении отсутствует тепло, вышла из строя бытовая техника и есть перебои с водой. Ирина Фёдоровна с дочкой и внучкой живут крайне скромно и решить все задачи самостоятельно не в силах. Обе женщины тяжело болеют, поэтому их основной доход — это пенсия, а девушка учится и получает стипендию в 1000 рублей.
Чтобы поддержать семью из отдалённого села в Луганской области служба «Милосердие Казань» открыла сбор на покупку газовой плиты, холодильника, водонагревателя и насосной станции, которая обеспечит нормальный напор воды. Больше узнать об этом и помочь можно на сайте: КазаньМилосердие.ру
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и сомнения». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о вере, неверии, сомнении и встрече с Богом.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Все выпуски программы Светлый вечер