Москва - 100,9 FM

Загадки возвращения Ковчега Завета

* Поделиться
Перенесение Ковчега Завета

Перенесение Ковчега Завета царём Давидом в Иерусалим. Доменико Гарджуло, Пушкинский музей.

В десятом веке до Рождества Христова главным соперником Израильского царства были филистимляне. Одно из сражений евреев с этим воинственным народом подробно описано в нескольких главах Первой библейской книги Царств. Филистимляне одержали тогда сокрушительную победу. Их ликование усиливалось тем, что в качестве трофея они вынесли из боя главную святыню израильтян — Ковчег Завета. Этот золочёный ларец не только служил хранилищем скрижалей с заповедями и других иудейских реликвий, но по откровению Бога считался местом Его присутствия. Филистимляне поместили Ковчег в языческом храме Дагона. У современного читателя Ветхого Завета здесь может возникнуть вопрос — а с какой целью филистимляне завладели реликвией? Их прельщала материальная ценность трофея, или его духовное достоинство? Почему они, не веря в Единого Бога, поместили свидетельство о Нём в пространство, которое сами считали сакральным? Группа американских ученых из Чикаго, Миссури и Висконсина дала ответы эти вопросы, проанализировав отрывок из Первой книги Царств в свете археологических находок. Свои выводы профессор древнееврейского языка Джон Уолтон, религиовед Виктор Мэтьюз и профессор истории Марк Чавалес опубликовали в 2005 году в совместной работе под названием «Библейский культурно-исторический комментарий».

Комментарий эксперта:

В древности на Ближнем Востоке всякая война носила характер священной — то есть, считалось, что противостояние происходит не только между народами, но и между их покровителями из потустороннего мира. В языческих племенах роль воителя отводилась одному из идолов пантеона — так, ассирийцы «царём битвы» считали бога Нергала, хананеи—Ваала, вавилоняне — Мардука. Присутствие богов в войске олицетворяли особые штандарты или статуи — эти реликвии упоминаются в анналах ассирийского царя Салманасара Третьего и текстах государства Мари. Переносные идолы не только сопровождали войско, но и могли быть захвачены в плен — о такой практике сообщает в своих хрониках другой ассирийский правитель, царь Асархаддон. Филистимляне не выделяли Ковчег Завета из бесконечного ряда идольских изображений. Помещение иудейской реликвии в храм Дагона означало для них, что Яхве, Бог Израиля, оказался в плену у более могущественного духа.

Однако, на этом история с пленением Ковчега не закончилась. На следующий день после сражения филистимляне нашли статую Дагона низвергнутой с пьедестала — она лежала лицом вниз перед иудейской святыней. Идола водрузили на место, но на следующий день он вновь оказался на земле — на этот раз еще и разбитый. В городе, где находился храм Дагона, расплодились мыши, а жителей селения поразила кожная болезнь — их тела покрылись наростами. Филистимляне призвали жрецов и гадателей, чтобы те сказали — что делать с Ковчегом Завета? Служители культа распорядились выполнить целый ряд ритуалов. Они велели изготовить из золота мышей, поместить эти фигурки вместе с Ковчегом на повозку, запряженную коровами, которые недавно в первый раз отелились и никогда прежде не ходили в упряжи, и отпустить в свободное странствие. Что могли означать столь странные манипуляции? Ответ дали американские ученые в своей книге «Библейский культурно-исторический комментарий».

Комментарий эксперта:

Изготовление золотых мышей было магическим действом, в основе которого лежала идея, что изображения способны замещать реальные предметы и явления. Отсылая вместе с Ковчегом символы постигших их бедствий, филистимляне надеялись от них избавиться. Мыши во все времена были переносчиками различных заболеваний, а упоминание о наростах подсказывает, что филистимский город постигла передаваемая грызунами бубонная чума. По всей вероятности, нашествие грызунов было распространенной напастью на Ближнем Востоке — ритуальные изображения мышей в этом регионе повсеместно находят при раскопках.

Фигурки из драгоценного металла также являлись жертвой, которой филистимляне решили умилостивить неведомого им Бога израильтян. Язычники не имели опыта молитвы, как богообщения, отношения с духовным миром у них целиком и полностью состояли из магических ритуалов, в которых важны не нравственные обязательства и чистота намерений, а точность выполняемых манипуляций. По представлениям идолопоклонников неправильно совершенные обряды могли оказаться бесполезными или разгневать божество еще больше. Чтобы убедиться в том, верно ли они поступают, язычники использовали недавно отелившихся коров в роли оракула. Голод, полное вымя и мычание телят в обычных обстоятельствах должны были направить животных домой. Однако, в этот раз коровы, вопреки естественным потребностям, выбрали дорогу, тянущуюся в гору и ведущую к израильскому городу Вефсамису. Творец Вселенной объяснил язычникам на понятном им языке символов, что ни в какой священной войне идолы не могут быть соперниками Единому Богу.

Книги Ветхого Завета, рассказывая Священную историю, раскрывают обычаи ближневосточных племён. Многие подробности взаимоотношений иудеев, верующих в Единого Бога и их соседей-язычников часто оказываются непонятными современному читателю Библии. Постигнуть суть событий, происходящих в древности в Палестине, помогает кропотливая исследовательская работа археологов, историков и религиоведов.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Радио ВЕРА из России на Кипре
Радио ВЕРА из России на Кипре
По благословению митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) в эфире радио Лимассольской митрополии начали выходить программы Радио ВЕРА. Популярные у российского слушателя программы переводятся на греческий язык и озвучиваются в студии Радио ВЕРА: «Православный календарь», «Евангелие день за днем», «Мудрость святой Руси», «ПроСтранствия», «Частное мнение» и другие.
Утро в прозе
Утро в прозе
Известные актёры, режиссёры, спортсмены, писатели читают литературные миниатюры из прозы классиков и современников. Звучат произведения, связанные с утренней жизнью человека.
Во что мы верим
Во что мы верим
Прогулки по Москве
Прогулки по Москве
Программа «Прогулки по Москве» реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Каждая программа – это новый маршрут, открывающий перед жителями столицы и ее гостями определенный уголок Москвы через рассказ о ее достопримечательностях и людях, событиях и традициях, связанных с выбранным для рассказа местом.

Также рекомендуем